En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Милютинская реформа (военная реформа Александра II).
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 2.
3-пудовая бомбовая пушка обр. 1838 / 49 гг
Директива 14.10.1914.
Фарман Ф50 (Farman F.50).

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

25. 4.

Недоработки в системе управления.

Итак, империей управлял нерешительный Совет Министров, зажатый между императором, парламентом, общественностью и военными. Посмотрим теперь, насколько соответствовал потребностям времени инструментарий, который мог быть применен министрами для управления страной.

В первую очередь обратим внимание на крайнюю ограниченность экономического инструментария. Налоговая система, основанная на подушных податях и акцизах на основные товары, не позволяла резко увеличить бюджетные доходы, поскольку налоговая нагрузка была наибольшей для беднейших слоев населения, и попытка поднять налоги обязательно приводила к росту недоимок. А для изменения налоговой системы в сторону налогообложения доходов и прибылей просто не было достаточного числа грамотных чиновников. Экономическую грамотность чиновников Российской Империи наглядно характеризует тот факт, что они даже не могли составить долгосрочный план государственных закупок. Беспорядочность, скажем, военных закупок была пугающей. Например, даже в предвоенные годы планы ежегодных закупок винтовок скакали вверх-вниз в 4 раза!

Понятное дело, что при такой экономической подготовке руководящих лиц, в стране не могло быть и речи о промышленной политике. Ни о каких долгосрочных планах индустриализации в России не задумывались. Скажете, что и в других европейских странах никакого планирования не было? Не было… Но эти страны находились в немного других условиях. Государство в России традиционно было основным потребителем промышленной продукции и должно было заботиться о промышленности. Не имелось и косвенных инструментов для стимулирования отраслей промышленности, необходимых государству. Никаких сложных тарифных схем, никаких льготных кредитов для потребителей, никаких вложений в НИОКР…

Законный инструментарий борьбы с монополизмом и спекуляцией также не был создан, несмотря на то, что за границей он уже существовал с конца 19-го века. Даже госзапасы сырья и продовольствия, необходимые на случай войн или стихийных бедствий, не создавались. Короче говоря, власть в Российской Империи вела себя в экономике очень пассивно и не собиралась вмешиваться в нее даже в случае войны.

Лишь железнодорожному транспорту и сельскому хозяйству государство уделяло особое внимание. Нужно признать, что стимулирование этих отраслей дало заметные результаты. Однако, выбранный путь развития этих отраслей привел их к кризису в военное время, а экстраординарные меры не были вовремя приняты. В частности, в мирное время развитие железных дорог привело к упадку речных перевозок, что было абсолютно нормально для мирного времени, но во время войны железные дороги оказались перегружены, а перейти на другую схему перевозок оказалось невозможно.

Обратим теперь внимание на то, насколько правительство могло контролировать общественный порядок и настроения в обществе. Время общедоступного радио еще не пришло, потому у правительства Империи для работы с общественным мнением были лишь печатные СМИ. Беда была лишь в том, что из-за низкого уровня образования печатное слово было недоступно для большинства населения. К тому же доверием государственные средства информации не пользовались. На этом поле оппозиция переигрывала правительство. Искусство же, по своей природе, было оппозиционным власти, принадлежавшей небольшому дворянско-чиновническому сословию. У властей Российской империи еще оставался такой инструмент для связи с массами, как Православная Церковь. Но разве государство позаботилось о политической подготовке духовенства? Или создало систему обратной связи?

Разговаривать с народом правительство империи предпочитало путем издания указов и манифестов. В ответ на них народ либо безмолвствовал, либо устраивал бунт. В ответ на бунт принимались жесткие меры, а потом уже проводились расследования. Гасить недовольство без стрельбы правительство не хотело и не умело. О достижении согласия в обществе лица, наделенные властью, не задумывались, да и не могли задумываться, ибо все они относились к дворянскому сословию, и в большинстве своем совершенно не понимали народ. Народ также не понимал власть, но был привычен к жестокости с ее стороны.

Государство могло бы воздействовать на общество через систему образования, но, во-первых, эта система охватывала меньшинство общества, а во-вторых, нижний (наиболее доступный) уровень образования контролировался местным самоуправлением, которое находилось в оппозиции центральной власти.

У государства существует еще один канал воздействия на общество и повышения его лояльности. Это социальная защита, пенсионное обеспечение и т.п. Но до этого Российская Империя просто не доросла. Ее бюджет и система власти не смогли даже организовать помощь раненым во время Русско-японской войны и во время ПМВ. Даже этим пришлось заниматься местному самоуправлению (земским и городским комитетам, постепенно объединенным под эгидой Земгора) и благотворителям.

Предыдущее: Между четырех огней.  Следующее: Разлагающаяся пирамида.

***   ^^^

Метки статьи:

Российская Империя ; Первая Мировая ; Экономическая история ;
 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)