En
---
Свежее на сайте

Чех Pz 38(t) в противотанковом тире
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Окончание сражения на Вислоке и Вислоке.
План наступления от Рузского.

Кило Истории - наш логотип

Слабость экономики Империи в 1913 году (2).

От сельского хозяйства, которое было вполне благополучной сферой экономики РИ, перейдем к промышленности. В первой половине 20-го века основной показатель развития промышленности – объем продукции черной металлургии. Именно этот показатель определяет потенциал строительства, транспорта, судостроения и даже автомобилестроения в стране. А вот с черной металлургией у империи дела шли плохо: в 1911 году на душу населения производился всего один пуд стали, и даже с учетом роста в предвоенные годы выпуск железа и стали не превзошел 1,5 пудов на душу населения. К сведению, сейчас неблагополучная российская металлургия выдает 500 кг стали на душу населения (без учета товарного чугуна), а во времена СССР черная металлургия выдавала до тонны продукции на душу населения. Что в 40 раз больше, чем в РИ. Но даже если сравнивать с соседними странами, то окажется, что РИ выплавляла значительно меньше железа, чем развитые страны Европы. (Например, по сравнению с Германией выплавка железа на душу населения в Российской Империи была в пять раз меньше, по сравнению с Францией – примерно в 3 раза меньше.)

В ходе войны было выяснено, что потребность армии в снарядах составляет не менее 36 млн. штук в год. А обычный трехдюймовый снаряд требует для своего производства примерно полпуда стали. То есть уже в начале войны 7% - 8% стали шло только на снаряды. А ведь было и другое военное производство. Плюс к тому металлургия здорово просела во время ПМВ из-за коллапса транспорта и мобилизации рабочих в армию. К 1917м году спад составил примерно треть от довоенного уровня, и почти вся металлургия обслуживала потребности армии.

И вот тут возникает проблема отношений города и деревни. Промышленность ничего не могла дать крестьянину для быта и развития производства, так зачем, спрашивается, он должен делиться с горожанами продуктами своего труда, когда их и так не хватает. В итоге разрушается система товарно-денежных отношений и наступает состояние, известное как «разруха».

 

Заканчивая краткий очерк экономического положения Российской Империи, обратимся к сфере государственных финансов, анализ которой вполне позволяет объяснить негативные явления в экономике, имевшие место в конце 1916-го и в 1917-м годах.

Если посмотреть на бюджет империи в 1913-м году, окажется что еще до начала войны 25% госрасходов направлены на оборону. Это не так и много, но армия мирного времени у Российской Империи была в 5 раз меньше той, которая была создана к концу ПМВ. Эту армию невозможно было содержать за счет довоенных доходов бюджета, тем более, что в нем основными статьями были содержание путей сообщения (20%); затраты, необходимые для получения доходов (16%) и расходы на МВД (6%). В ходе войны государство не имеет права пожертвовать этими статьями бюджета, но именно в этих статьях чиновники российские и постарались найти резервы для роста военных расходов.

Первым дело пожертвовали МПС, тем более, что содержание железных дорог и мостов резко вздорожало в условиях дефицита металла. Первые два года транспортная система просуществовала по инерции, но потом возникли проблемы, связанные с износом подвижного состава.

Империя могла бы продолжить свое существование, если бы имела реальные источники увеличения государственных доходов. Однако, 60% государственных доходов давали государственные монополии (водочная, табачная, железнодорожные) и таможенные сборы. В условиях войны, сухого закона и экономического спада эти доходы упали в разы. Причем внешняя торговля и таможенные сборы сократились более чем в 20 раз. А собирать подоходные налоги государство не умело, да и на резкий рост поземельного налога в условиях, когда армия была крестьянской, оно не могло пойти.

В итоге, Российская Империя столкнулась с катастрофическим ростом дефицита бюджета, который превышал доходы. Покрывать его можно было только за счет займов и денежной эмиссии. Если, кстати, говорить о займах, то уже в 1913-м году расходы на обслуживание госдолга составили 10% от расходов бюджета, то есть долг более чем в 3 раза превышал размер бюджета. Такая величина долга (по современным меркам) уже делает неустойчивыми государственные финансы, и заемщик попадает в зависимость от кредиторов. Кто-то скажет, что государственный долг Российской Империи составлял всего 50% ВВП, что совсем немного по современным меркам. Но в бедной стране изъять деньги из экономики намного труднее, чем в богатой. Попытка расплатиться с кредиторами за счет изъятия продукта из экономики грозила просто голодными бунтами.

Российская Империя должна была, как минимум, удвоить размер долга в ходе войны, однако в это время всем государствам потребовались деньги. Для России новых иностранных кредитов не нашлось; внутренние источники были быстро исчерпаны; и, как всегда в подобных ситуациях, правительство империи перешло к печатанию денег. Ну а это быстро привело к краху денежно-кредитной системы и к разрухе, которая (как всегда) началась в головах.

Продвинутый представитель публики задаст нам вопрос: «Как же экономика России могла быть такой слабой, если в конце 19-го века РИ показывала наивысшие темпы экономического роста среди европейских стран?!» Действительно, быстрый рост имел место… Но только в последние годы 19-го века и в начале 1910-х. А между двумя периодами быстрого роста случились: большой экономический кризис в начале 20-го века; депрессия, совпавшая с русско-японской войной и революцией 1905 – 1907 годов; маленький кризис 1909-10 года. В итоге, средний за последнее предвоенное десятилетие темп роста экономики был менее 4% в год. И это только за счет бурной накачки экономики деньгами во время малой войны и во время подготовки к большой войне.

А предшествующий период бурного роста экономики был вызван масштабным строительством железных дорог от Варшавы до Владивостока. Между прочим, бюджетных денег для этого строительства не хватало, и были привлечены огромные иностранные кредиты, которые расшатали государственные финансы. Это вовсе не значит, что не нужно было строить железные дороги! Нужно было ими правильно управлять и грамотно администрировать расходы бюджета. Нужно было перестраивать налоговую систему, которая сохраняла форму, характерную для доиндустриальной (можно сказать, феодальной) эпохи, в то время как экономика уже далеко продвинулась по пути индустриализации.

 

Вот и получается, что хотя экономика Российской была по своим временам весьма современной и относительно развитой, у нее были узкие места, которые в условиях войны стали слишком узкими и довели империю до критического состояния.

 

Хотите проанализировать экономику РИ подробнее? Вам сюда: http://istmat.info/node/7683.

Предыдущее: Слабость экономики Империи в 1913 году (1).  Следующее: Православие? Самодержавие?? Народность ???

Также смотрим:

 

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)