En
---
Свежее на сайте

Пережитки феодализма
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Мазурское сражение. Основной этап.
План наступления от Рузского.

Кило Истории - наш логотип

Танк 7TP - основная машина БТВ Польши.

Знаковыми явлениями Польской Кампании в сентябре 1939го стали массированные бомбардировки польских городов немецкой авиацией и самоубийственные атаки польских кавалеристов на немецкие танки. А вот польские танки совершенно не запомнились противнику и современникам. Причинами этого стали и малочисленность танковых войск Польши, и их техническая отсталость (ок. 70% парка – малобоеспособные танкетки), и неудачная структура БТВ Войска Польского (танки были разбросаны по всем армиям в виде мелких подразделений), и общий кризис управления армией у поляков. В основном, польские танкисты, не имея управления и снабжения, отступали впереди армии.

В это же время польские танкисты имели на вооружении не самый плохой танк 7ТР, который был лишь немного слабее основных танков противника и уступал лишь "тяжелым" немецким Т-3 и Т-4. При этом 7ТР легко и безнаказанно мог уничтожить немецкую танкетку Т-1 и имел примерно равные шансы на успех в бою с Т-2.

По сути, 7ТР был модернизированным вариантом старого доброго шеститонника от английской фирмы Виккерс, который фирма бойко продавала во все страны, не способные самостоятельно создавать танки. В начале 30-х Польша и СССР, опасливо поглядывая друг на друга, синхронно закупили образцы шеститонника Виккерс. А далее оказалось, что боевая ценность этого танка невысока, и в обеих странах его стали модернизировать. Результатом модернизации стали 7ТР и однобашенный вариант Т-26 с 45-мм пушкой.

В ходе модернизации поляки сохранили бронирование и ходовую часть танка, но установили на него более мощный двигатель собственного производства. Движок выдавал мощность 110 л.с., что было очень неплохо по сравнению с 90-100 л.с. у Т-26 поздних модификаций. Однако, двигатель был больше по размерам и сложнее, чем базовый английский вариант, поэтому пришлось переработать корму танка, что, кстати, только пошло ему на пользу. При небольшой переработке трансмиссии, в итоге, получилась неплохая по подвижности машина, имеющая массу 9,5 тонн и максимальную скорость на шоссе около 32 км/ч. По сравнению с Т-26 хороший показатель, так как Т-26 к 1939му достиг массы в 10 тонн, сохранив старый двигатель. Тем не менее, подвижность танка 7ТР на поле боя была неудовлетворительна, так как танк имел высокое удельное давление на грунт и слабый движок.

В качестве основного оружия 7TP была взята 37мм танковая (она же противотанковая) пушка Бофорс, которая обладала очень неплохими показателями бронепробиваемости (по таблице одинаковыми с показателями советских танковых пушек, но советский снаряд был худшего качества). В принципе, с дистанции менее 400 м 7ТР мог поразить любой из немецких танков. Хотя уничтожить танк 37мм снарядом было сложно, и часто требовалось несколько попаданий. Главным же недостатком 37-мм пушки было очень слабое фугасное действие снаряда против закопанных огневых точек противника или орудий ПТО.

Поэтому в нашем противотанковом тире 7TP имеет такие же шансы на победу, как Т-26. Однако, за счет несколько лучшей подвижности и более низкого силуэта польский танк может дальше продвинуться, атакуя позиции ПТО. Тем не менее, даже атака слабых позиций ПТО будет губительна для этого танка.

В целом же в бою 7ТР будет примерно равен советскому Т-26. Против немецких войск, имевших хорошую противотанковую артиллерию, могли бы помочь только массированные атаки танков типа 7ТР при поддержке пехоты и артиллерии. А ничего подобного Войско Польское позволить себе не могло. Проблемой был и недостаток финансирования в польской армии, и отсутствие технологий массового производства танков. В частности, все польские машины сохранили клепанные корпуса, которые производить намного труднее, чем сварные.

Предыдущее: Могучая польская армия...  Следующее: О плане Вайс.

Также смотрим:

 

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)