En
---
Свежее на сайте

Эрих Георг Себастьян Антон фон Фалькенгайн
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Сражение на Опатовке (2-е при Опатове).
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.

Шрифт: A   A   A
Кило Истории - наш логотип
18. 11. 1914. - Началось Лодзинское сражение.

Стратегические расклады перед Зимней Войной. Часть 2.

Климат. Холодный и влажный климат являлся одним из основных препятствий ведению военных действий на советско-финском театре. При этом главным препятствием является влажность, а не холод. Продолжительная распутица полностью останавливает военные действия, в то время как мороз мешает только плохо подготовленной армии. Отдельно стоит рассматривать действия авиации, которой не мешают ни мороз, ни влажность; однако на ее эффективность влияют продолжительность светового дня, низкая облачность и туманы.

  1. Карельский перешеек. Из-за большого количества осадков во второй половине года и из-за значительного снегонакопления зимой благоприятны для ведения военных действий периоды июнь - июль и вторая половина декабря - март. Причем для тяжелой техники благоприятен летний период и короткий период зимой, когда морозы уже установились, а слой снега не превышает 30-40 см. Для действий авиации благоприятен период со второй половины января до конца августа.

  2. Южная Карелия. Близкий аналог Карельского перешейка, но летний благоприятный период короче, а зимний начинается в начале декабря. Авиация может действовать с конца января.

  3. Средняя и Северная Карелия. Еще более позднее начало периода эффективности авиации, еще более раннее начало зимнего благоприятного периода. Однако, декабрь неблагоприятен из очень короткого светового дня. Летний период благоприятен для действий облегченных войск, вроде горнострелков. Ведение боевых действий во второй половине декабря – феврале требует особой подготовки войск и вооружения, так как в этот период вероятны экстремальные морозы, а слой снега достигает 50-60 см.

  4. Кольский полуостров. Авиация не может действовать эффективно. Лишь вне периода полярной ночи она способна эпизодически поддерживать наземные войска. Климат для ведения военных действий в целом неблагоприятен, но зима предпочтительнее. При этом операции приходится подстраивать под погодные условия и использовать лунный свет. Климат, как и рельеф, неблагоприятен для тяжелой техники, предпочесть стоит горнострелковые части.

Таким образом, выделить время года, которое было бы благоприятным для ведения военных действий на всем протяжении советско-финляндской границы, невозможно. В любом случае, на некоторых участках границы нужно будет ограничиваться отвлекающими действиями и демонстрациями.

 

Пути сообщения. Если мы рассматриваем 1939 год, то должны признать, что Финляндия имеет лучшие пути сообщения, чем СССР. Лишь на Карельском перешейке Советские войска имели лучшее снабжение, чем противник. Это объясняется тем, что они действовали в 100 км от Ленинграда, чей промышленный потенциал превосходил все возможности Финляндии.

Зато весь Карельский фронт должен был снабжаться по единственной железной дороге Ленинград - Мурманск. При этом на конце этой дороги находился Северный Флот, город Мурманск и торговый Флот СССР, который должен был обеспечивать внешнеторговый оборот с Западной Европой. В общем, даже если Мурманская железная дорога выделит 24 пары поездов для снабжения армии (половину номинальной пропускной способности), то в период интенсивных военный действий она сможет снабжать около десятка дивизий. При этом лишь в южной Карелии имелась одна железнодорожная ветка, идущая к финской границе, а севернее войска можно было снабжать только по «шоссе», имеющим протяженность от 150 до 300 км. Организация перевозок по этим дорогам в зимний период является сложнейшей задачей из-за гололеда и снежных заносов. В летний период эти дороги быстро разрушаются из-за слабости грунтов. Таким образом, снабжение войск было осуществить только из крупных складов, созданных у границы. Но надолго их хватить не могло.

Финская армия имела в тылу две основные железнодорожные ветки, идущие с севера на юг, а также значительное число веток, выходящих к границе. На Карельском перешейке имелось три такие ветки. В южной Карелии их было две. В среднюю Карелию выходило две железнодорожных линии. Лишь в северной Карелии была одна железнодорожная ветка, снабжавшая и этот регион, и Лапландию. Финская Лапландия и порт Петсамо могли снабжаться только автомобильным транспортом по "арктическому шоссе". Это было самое слабое место системы сообщений Финляндии. Таким образом, Финляндия имела не только лучшее снабжение войск, но и получала возможность осуществлять маневр войсками по железным дорогам.

Аэродромная сеть в «мирной» Финляндии также была развита лучше, чем в СССР, за исключением Карельского Перешейка, где самолеты ВВС РККА могли действовать примерно с десятка площадок Ленинградского авиаузла. Зачем эти аэродромы потребовались Финляндии – нас не касается, но про этот факт также не стоит забывать.

Предыдущее: Стратегические расклады перед Зимней Войной. Часть 1.  Следующее: Стратегические расклады перед Зимней Войной. Часть 3.

Метки статьи:

Зимняя война ; Вторая Мировая ; Военная история ; Размышления ;
 

Добавьте комментарий.
Их еще мало...
Понравилось? Нажми здесь!!

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)