En
---
Свежее на сайте

Эрих Георг Себастьян Антон фон Фалькенгайн
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Первое сражение на Маасе, 1914.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.

Шрифт: A   A   A
Кило Истории - наш логотип
17. 2.

Удар с юго-запада. Часть 1.

Если первой задачей немецкой армии была ликвидация польского коридора, то второй целью являлся захват промышленного района около Лодзи и выход к Варшаве с юго-запада. Здесь немцы ожидали самое ожесточенное сопротивление, здесь они собирали максимум сил и именно здесь могла решиться судьба кампании: быстрый прорыв к Варшаве не только раскалывал польскую армию на две части, он приводил к почти полному окружению армий "Лодзь", "Познань" и "Поможе". Даже если бы не удалось взять Варшаву сходу (как случилось в реальности), снабжение этих армий было чрезвычайно затруднено; если бы Варшава пала до 10 сентября, этим армиям пришлось бы капитулировать. Но если бы полякам удалось сохранить фронт в промежутке между Лодзью и Краковом, то они могли бы постепенно откатываться за Вислу и Сан, где можно было держаться достаточно долго, поскольку немецкая армия начала бы испытывать трудности со снабжением. Очень долго бы поляки на этом рубеже бы не выстояли, но возможно началось бы реальное наступление французов на западе.

Для германского генштаба дорога Катовице - Варшава была не только одним из наиболее удобных маршрутов в центр Польши, но и отличным коридором снабжения наступающих войск, который не пересекали крупные водные преграды. Продвижение танкового корпуса по этой дороге позволяло, как минимум, охватить армию Лодзь с южного фланга и заставить ее отступать. Даже если бы танковый клин не достиг бы Варшавы, Лодзь противнику пришлось бы покинуть. Однако, наступление вдоль отличного шоссе должно было привести две танковые дивизии к Варшаве намного быстрее, чем поляки смогли бы перебросить резервы навстречу танкам вермахта. Но немцы не могли знать, что польские резервы окажутся именно на пути их танков и лишь низкое качество резервных дивизий позволит вермахту исполнить предвоенный план.

В качестве точки выхода на шоссе Катовице - Варшава была выбрана Ченстохова, находящаяся в верховьях Варты. Здесь река была слишком мала, чтобы помешать танкам, но не было и гор, которые могли бы помещать наступлению южнее. Итак, 16й моторизованный корпус, включающий 1-ю и 4-ю танковые дивизии был развернут северо-западнее Ченстоховы и должен был уже в первые сутки выйти на шоссе Катовице - Варшава и далее наступать на северо-восток.

А для польской стороны Ченстохова не выглядела ключевым направлением. По плану обороны Ченстохова находилась на стыке двух армий: С севера от нее армия "Лодзь", а к югу находилась уже зона ответственности армии "Краков". Конечно, Ченстохова без прикрытия не осталась, но действия двух польских армий оказались несогласованными, что быстро привело к прорыву противника. По польскому плану обороны вблизи от Ченстоховы резервов не было, а имевшиеся в глубине обороны резервы так и не были переброшены к району прорыва.

 

Тем не менее, быстрой победы на юго-западном направлении у немцев не получилось. Их ждали 6 дней тяжелых боев, прежде чем был сбит последний барьер на пути к Варшаве. А там оказалось, что сил для штурма польской столицы явно недостаточно. Тем не менее, немцы и на этом направлении добились оперативного успеха, разорвав польский фронт на отдельные части.

Уже первый день кампании на этом направлении был отмечен тяжелейшим боем между 4й танковой дивизией вермахта и польской Волынской кавалерийской бригадой. (Именно она и должна была обеспечивать стык двух польских армий.) Этот бой известен как "сражение за д. Мокра". За 10 часов боя германская авиация совершила до 15 налетов на полиции польской кавалерии, состоялось 6 немецких танковых атак и две польские контратаки, одна из которых происходила под прикрытием бронепоезда, а вторую поддерживали польские танкетки. В течение дня 4я танковая дивизия смогла взять деревню и оттеснить ее защитников в лес, но уничтожить или хотя бы дезорганизовать оборонявшихся не удалось. Польская кавалерия показала себя с лучшей стороны, ведя маневренный бой против танков, оперативно перегруппировываясь и меняя позиции. Немцам же удалось показать все, на что способны танковые войска: они весьма успешно маневрировали, нащупывая слабые места в обороне противника, и быстро переносили туда тяжесть своего удара.

Танковая дивизия понесла ощутимые потери (около 50 танков и 1000 человек, что заметно больше, чем у противника) и не добилась желаемого успеха на этом участке. Полякам, правда, вечером пришлось отступить, но только потому, что южнее 1я танковая дивизия взяла город Клобуцк (выйдя во фланг Волынской кавбригаде), что могло привести к появлению разрыва между двумя польскими армиями. Сражение за д. Мокра ознаменовано двумя знаковыми событиями: во-первых, по свидетельствам поляков, немцы впервые во Второй Мировой использовали живой щит из местных жителей; а во-вторых, состоялась первая атака польской кавалерии на немецкие танки. (Целью польских улан, однако, было не порубить танки, а прорваться вместе со своими танкетками через их строй и рассеять вражескую пехоту, которая в польскую кампанию не была обеспечена бронетранспортерами.)

Предыдущее: Удар с юго-запада. Часть 2.  Следующее: Радом 1939. Армия, погибшая просто так.

Метки статьи:

Вторая Мировая ; Военная история ; Польская кампания 1939 ;
 

Добавьте комментарий.
Их еще мало...
Понравилось? Нажми здесь!!

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)