En
---
Свежее на сайте

Пережитки феодализма
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Второе Праснышское сражение. Окончание.
План наступления от Рузского.

Кило Истории - наш логотип

Уроки, полученные советскими военными. Часть 7.

В сфере оперативного планирования и управления войсками в ходе операций были сделаны далеко не все выводы, которые следовало сделать на основании опыта Зимней Войны. Дело в том, что стратегические решения, определявшие планы операций в целом, принимались человеком, которого в СССР критиковать было нельзя. А человек этот в 1940 году этот свои ошибки и способности не осознавал, и до 1942 года не так и не осознает.

Потому никто не подверг критике распыление сил в начале войны, а также пренебрежение к вопросам тылового обеспечение операций в Карелии. Неудачи операций начала Советско-финской войны были списаны на плохое руководство войсками со стороны начальников армейского и дивизионного звена, а также на… заснеженные дороги!

Руководство РККА, конечно, уяснило себе, что штурм укрепленных линий – весьма специфический вид операций, для которого нужно заранее планировать масштабы использования тяжелой артиллерии с соответствующим расходом снарядов. Стало понятно и то, что темп наступления при прорыве укреплений падает в несколько раз.

Однако опыта Зимней Войны оказалось недостаточно для того, чтобы правильно планировать наступательные операции против линий укреплений (финская оборона была весьма слабой), а также для того, чтобы планировать оборонительные операции, в которых войска опираются на долговременные укрепления.

Тем не менее, советские военные стали излишне полагаться на долговременные оборонительные сооружения, хотя опыт Зимней Войны говорил, что наиболее эффективными для обороняющейся стороны были маневренные действия в сочетании с упорной обороной важнейших пунктов.

До некоторой степени советские военачальники усвоили и финский оперативный шаблон, т.е. действия небольшими мобильными отрядами на коммуникациях противника в условиях зимнего леса. Первая зима большой войны подтверждает это. Однако, финские методы ведения малой войны можно было использовать гораздо шире, но летом 1941 года эти методы не применялись. Хотя для ведения такой войны у СССР были все необходимые инструменты: ВДВ, НКВД, кавалерия и т.д. Были и районы, в которых можно было действовать полупартизанскими методами.

Если роль бетона в советской военной доктрине после советско-финской войны выросла, то роль танковых соединений уменьшилась. После Зимней Войны танки стали восприниматься большинством военачальников, как средство усиления пехоты. Сторонников самостоятельных танковых соединений осталось немного. Правда, среди них был нарком Тимошенко, но это не привело к правильному использованию танковых войск летом 1941 года.

По итогам Зимней войны не были сделаны должные выводы в области вождения войск. Это относится и к использованию дорог (особенно к одновременному использованию войсками и тыловыми структурами), и к охранению колонн на марше, и к созданию ударных авангардов, и к ведению разведки во время марша. А должные выводы по этим вопросам могли бы здорово помочь летом и осенью 1941 года, да и на дальнейший ход войны с Германией они могли бы оказать влияние.

Не менее важным был вопрос отработки взаимодействия соседей в движении, но он бы встал перед руководством РККА в том случае, если бы не массы других проблем, а темпы продвижения войск были бы в 2 – 3 раза выше. В реальности же такая проблема заслонялась тактическими недочетами и грубыми ошибками в организации операций.

 

И заканчивая с уроками выученными советскими военными… В целом, количество сделанных выводов говорит и слабости, и о силе РККА. Оказалось, что очень многое в организации и в подготовке армии, а также в военной теории было неверным. Но само количество мелких проблем говорит о том, что они не происходили из одного центра принятия решений, а были проблемами роста новой армии, которой было всего два десятка лет. Просто в этой армии оказалось недостаточно специалистов, которые думали бы о таких мелочах, как пошив рукавиц для солдат, создание запасов теплых носков и поставка сала в армию.

Предыдущее: Уроки, полученные советскими военными. Часть 6.  Следующее: Уроки, полученные финнами.

Также смотрим:

 

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)