En
---
Свежее на сайте

План Шлиффена в Первой мировой войне. Часть 1.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Сражение на Верхней Сомме.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
Сравниваем армии в ПМВ.

Шрифт: A   A   A
Кило Истории - наш логотип
12. 7. 1916. - Конец Брусиловского Прорыва как операции.

Античная цивилизация. Часть 1.

Период античности на самом деле достаточно краток – порядка 1000 лет, но в истории человеческой цивилизации он оставил весьма глубокий след, гораздо более глубокий, чем 4000 лет истории Древнего Востока.

Итак, можно считать, что античность начинается во времена греческой колонизации Средиземноморья, возникновения полисного строя (не только у греков, но и у других народов Средиземного моря), а также во время появления первой Персидской империи. Таким образом, период Античности начинается где-то в 7-м или в 6-м веке до н. э.

С 5-го века до н.э. до 1 века н.э. мы видим подъем античной цивилизации, ее распространение, подчинение ею традиционных обществ Древнего Востока, вовлечение в ее сферу варварских народов, но постепенно и ее вырождение. Дальше последовал внутренний кризис, ухудшение климата и внешний удар, нанесенный варварами.

В период Великого Переселения народов происходит закат Античной цивилизации (уже в 3-м веке н.э.), причем государства античного мира еще продолжают существование, но это только оболочки, лишенные прежнего культурного, социального и экономического содержания.

Нужно понимать, что на период Античности пришлось значительное потепление климата, которое привело к повышению производительности труда в сельском хозяйстве по всей Европе. Из-за этого население Европы было намного больше, чем в конце бронзового века и в Темные века (раннего Средневековья). В какой-то степени потепление климата объясняет и достаточно высокую производительность рабского труда в античной экономике. Ни до, ни после рабский труд в сельском хозяйстве Европы не был бы столь производителен. И только в этот период рабский труд был более выгоден, чем труд зависимых крестьян. Именно поэтому в период Античности сложилось классическое рабство, когда раб был «орудием», лишенным всех прав и не имевшим никакого имущества.

Разумеется, особенности климата никак не могут объяснить весь феномен Античности. Античность стала первой попыткой построить цивилизацию, основанную не на силе, а на праве; на разуме, а не вере.

Поэтому мы видим преобладание частной формы собственности на землю, средства производства, рабов и т.д. Государство при этом могло потребовать передать ему собственность любого гражданина и нередко этим правом пользовалось, но это право не было абсолютно. К примеру, государство часто проводило земельные реформы, изымая в свою пользу землю у состоятельных граждан. А в период военной опасности нормой была мобилизация не только граждан, но и принадлежащих им судов. Право государства было ограничено законом, традицией и, главное, волей общества. Точно также законом ограничивалась и частная собственность. Общественное равновесие требовало, например, не допускать роста земельного надела одного лица сверх меры. Поэтому закон ограничивал размер землевладения, а также зачастую ограничивал права иностранцев при сделках с землей или недвижимостью. Такая система отношений между государством и гражданами позволяет говорить о существовании в античное время специфической частно-государственной формы собственности. С другой стороны, в некоторых государствах Античности, по крайней мере в некоторые периоды, частно-государственная форма почти неотличима от чистой частной, а гарантии сохранения частной собственности не ниже, чем во времена раннего капитализма.

В период Античности мы наблюдаем слабое влияние религии и жреческого сословия на жизнь общества и экономику. Храмы владеют недвижимостью и рабами, но храмовые хозяйства являются исключением, а не правилом. Храмы собирают немалые подношения, но они обычно являются личным делом граждан, а не их обязанностью. Масштабное храмовое строительство встречается гораздо реже, чем на Древнем Востоке или в период феодализма и ведется оно без подневольного труда граждан.

Большое значение во времена Античности имеют свобода торговли (по крайней мере, отсутствие запрета на нее для граждан и отсутствие тотального государственного контроля) и свобода предпринимательства. Торговля (и особенно морская) являлась источником богатства многих городских центров и целых государств. Сущестовали небольшие предприятия, производящие предметы повседневного обихода, предметы культа и даже предметы искусства, на которых используется труд рабов и «наемных» работников и существует достаточно глубокое разделение труда. Сам же собственник этого предприятия, в отличие от ремесленника, мог даже и не работать на нем. Т.е. имеет такое же отделение средств производства от производящего работника, как и в современном мире.

Наука и искусство в Античном мире получили прикладное значение в повседневной жизни. Предметы искусства являлись товаром, как и работа инженера, учителя, философа или даже специалиста в сфере рациональной организации хозяйства.

Предыдущее: Ханьский Китай.  Следующее: Античная цивилизация. Часть 2.

Cодержание: Экономическая история цивилизации.

Метки статьи:


 

Добавьте комментарий.
Их еще мало...
Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)