En
---
Свежее на сайте

План Шлиффена в Первой мировой войне. Часть 1.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Схема Битвы во Фландрии.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
Стратегия позиционной войны.

Шрифт: A   A   A
Кило Истории - наш логотип
24. 10.

Общество потребления. Часть 1.

Выше уже отмечалось, что на пике своего развития индустриальная экономика вполне удовлетворила спрос на базовые предметы потребления. После этого производственные мощности начали становиться избыточными, а потребность людей в указанных благах стала сокращаться (так как многие из этих предметов можно было использовать годами). Но при этом потребители должны продолжать регулярно покупать эти предметы, чтобы экономика не стала разваливаться. Чем больше регулярные продажи, тем больше доходы и прибыли производителей, тем меньше вероятность структурных кризисов, тем меньше проблем у государства с поддержкой экономики.

Поэтому через средства массовой информации производители начинают по-новому рекламировать свои товары, убеждая потребителей, что эти товары не просто лучшие, а совершенно им необходимые, что прошлогодняя одежда уже вышла из моды; что купленный три года назад автомобиль уже устарел, что без их парфюмерии жить нельзя и т.д. По сути дела, это дезинформация потребителя, которая имеет следствием нерациональное использование ресурсов общества, которое затем выливается в экологические, социальные и медицинские проблемы.

Но, как уже отмечалось, государство не заинтересовано в том, чтобы люди сокращали потребление, потому оно не препятствует распространению подобной рекламы и пропаганде усиленного потребления. Ведь государство, на первый взгляд, тоже остается в выигрыше. Растет валовой продукт, что является показателем роста богатства нации и должно убедить избирателей в правильности политики правительства; растут налоговые поступления, что позволяет увеличивать все статьи расходов; не возникают проблемы безработицы и незанятости; реже наблюдаются случаи асоциального поведения.

Существует и макроэкономический стимул к стимулированию потребления. Если человек не потребляет, но сберегает. А сбереженное нужно как-то инвестировать, в то время как все постиндустриальные общества не нуждаются в резком увеличении инвестиций. Процентные ставки (реальные, а не номинальные) и так близки к нулю. Потому экономике развитых стран обычно хватает инвестиций, генерируемых фирмами и иностранных инвестиций из развивающихся государств. Сбережения же публики окажутся мертвым грузом, который тормозит развитие.

---

Конечным итогом воздействия на сознание масс становится возникновение так называемого «общества потребления», в котором возникают специфические ценностные и целевые установки. Высшей ценностью становится неограниченное потребление (хотя так прямо об этом и не заявляется), высокий уровень потребления назначается признаком успеха в жизни; между потреблением и сбережением делается однозначный выбор в пользу потребления; потребности быстро возрастают вне связи с уровнем развития общества; целью развития экономики государства общество потребления назначает рост валового продукта.

И развитие экономики следует поставленным целям. Люди много и упорно работают, масштабы экономики растут, потребление с каждым годом увеличивается. И при этом экономика не выглядит готовым в любой момент лопнуть пузырем, поскольку подавляющее большинство людей связано обязательствами (в первую очередь, кредитными, но также иными финансовыми, общественными, семейными и т.д.). В кризисные периоды они не могут просто сократить уровень потребления, затянуть пояса и жить на сбережения. Наоборот, в кризис они должны работать еще больше, чтобы при более низкой зарплате продолжать оплачивать ипотеку, кредит за автомобиль, взносы по страховкам; платить за обучение детей и т.д.

Нужно отметить, что «общество потребления» привлекательно для мигрантов из стран, которые находятся на гораздо более низком уровне развития. Для них переход на более высокий уровень потребления – почти счастье, а постиндустриальные экономики за счет этого обеспечивают себя очень дешевой рабочей силой, причем в современных условиях большинство мигрантов не может легализоваться, а значит, не получает социальные услуги, что выгодно для государства.

Наконец, большая постиндустриальная экономика обладает очень большим мобилизационным потенциалом. Поскольку в мирное время промышленность производит гораздо больше, чем нужно обществу, формально экономика без особого вреда для себя может мобилизоваться для ликвидации политического, военного, экологического или иного кризиса. На самом же деле с ее мобилизацией возникают большие трудности, так как структурно она очень сильно отличается от мобилизованной экономики.

Предыдущее: Постиндустриальная экономика. Часть 2.  Следующее: Общество потребления. Часть 2.

Cодержание: Экономическая история цивилизации.

Метки статьи:


 

Добавьте комментарий.
Их еще мало...
Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)