En
---
Свежее на сайте

План Шлиффена в Первой мировой войне. Часть 1.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Схема Битвы во Фландрии.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
Стратегия позиционной войны.

Шрифт: A   A   A
Кило Истории - наш логотип
24. 10.

Постиндустриальная экономика. Часть 1.

Еще до наступления Великой Депрессии появились признаки того, что эпоха чистой индустриальной экономики заканчивается. Первыми признаками этого стали расцвет сферы развлечений, увеличение доли сектора услуг в ВВП и неудачи корпорации «Форд» (конкуренты неожиданно стали выигрывать, продавая более дорогие машины, а не более дешевые).

Однако экономические и политические пертурбации 1930-х и 1940-х годов замедлили становление нового типа экономики. И лишь в 1950-х годах стало ясно, что наступает постиндустриальная эпоха.

Чем же эта эпоха характеризуется?

Во-первых, промышленность к моменту наступления постиндустриальной эпохи должна насытить рынок базовыми товарами, удовлетворяющими все потребности человека. Т.е. наступает такой момент, когда потенциальный спрос, т.е. потребности человека, становится реальным ограничителем экономического роста. (У человека уже есть, скажем, одежда, обувь, жилье, мебель, домашняя утварь; и больше «стандартных» вещей ему не нужно.) Но при этом промышленность может произвести больше.

Во-вторых, вышесказанное означает, что в постиндустриальной экономике мало произвести продукт, надо его выгодно продать, а для этого надо чем-то привлечь покупателя. Другими словами, в продукте промышленности становятся все более важны дизайн, эргономика, безопасность, экологичность, эстетичность, модность (или редкость), и другие качества, напрямую не связанные с потребительскими характеристиками изделия. Из-за этого продукт становится менее массовым. От крупносерийного производства происходит обратный переход к мелкосерийному. Но при этом все производители помнят о выгодах крупносерийного производства и пытаются адаптировать его технологию к новым запросам рынка.

В-третьих, раз подавляющее большинство потребителей удовлетворило базовые потребности, то экономикой движут потребности более высоких рангов. Потребитель теперь стремится удовлетворить свои социальные потребности (информационные, познавательные, общения, статуса и т.д.); также он стремится к увеличению продолжительности своего отдыха, сокращая время расходуемое непроизводительно; а еще потребитель стремится сделать свое существование более комфортным (в его собственном понимании) и стремится сделать свой отдых все более интересным.

Это означает развитие сферы услуг; развитие производства бытовой техники; ускоренное развитие средств, технологий и услуг связи. Люди стремятся передвигаться все быстрее. Они хотят новых развлечений и впечатлений.

В-четвертых, развитие сектора услуг и мелкосерийного производства, а также удовлетворение базовых потребностей подавляющим большинством членов общества означают, что большинство людей нуждаются в финансовых услугах. Кто-то для финансирования бизнеса, кто-то для страхования имущества, кто-то для инвестирования свободных средств, кто-то нуждается в кредите на крупную покупку. И в результате, в постиндустриальную эпоху наблюдается рост финансового сектора и в нем генерируется существенная доля ВВП. Нужно заметить, что человек постиндустриальной эпохи слишком легко относится к деньгам, поскольку он потерял стимулы создавать денежные запасы на случай жизненных трудностей, а реклама сделала жизнь в кредит нормой. Поэтому он нередко оказывается в кредитной кабале и, сам того не замечая, эксплуатируется кредиторами.

---

Стоит сразу заметить, что в постиндустриальную эпоху вовсе не происходит сокращение промышленного производства. Наоборот, оно растет и притом высокими темпами. В середине 20-го века началась новая революция в промышленности, которая была связана с резким ростом нефтехимии, производством синтетических материалов, развитием электроники и самолетостроения.

При этом изменились и технологии в «старых» отраслях. На смену людям стали приходить автоматы, программируемые станки, роботизированные поточные линии и т.д. При этом все большее значение, как было сказано выше, приобретает перенастраиваемость оборудования для производства нескольких вариантов продукции.

Вслед за промышленным производством автоматизация пришла в сельское хозяйство и в сферу управления. Про сельское хозяйство ниже, а в офисе на смену появившимся в 19-м веке пишущим машинкам и старым механическим счетным приборам пришли копировальные машины, факсы, компьютеры, принтеры и т.д.

 

Как показывает опыт последнего столетия, постиндустриальная экономика еще менее устойчива к различным шокам, чем индустриальная. Причин здесь несколько. Первая из них лежит в сфере производства, которое еще сложнее полностью остановить, чем во времена индустриальной экономики (сложную технику сложно и консервировать, плюс за ней надо следить). Вторая лежит в области потребления: когда потребитель удовлетворил базовые потребности, он может в кризисной ситуации резко сократить стоимость потребляемых благ. Третья и четвертая причины лежат в финансовой сфере: раздутый финансовый сектор экономики сам по себе является источником нестабильности из-за спекулятивных игр внутри него; но кроме того, с ростом финансового сектора у все большего количества людей и фирм появляются разные (короткие и длинные) финансовые обязательства, а их средние объемы на одно лицо растут. Как вы помните, кредитные пузыри в прошлом не раз становились причинами кризисов и депрессий.

Предыдущее: Процветание и Депрессия. Часть 2.  Следующее: Постиндустриальная экономика. Часть 2.

Cодержание: Экономическая история цивилизации.

Метки статьи:


 

Добавьте комментарий.
Их еще мало...
Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)