En
---
Свежее на сайте

План Шлиффена в Первой мировой войне. Часть 1.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Сражение на Верхней Сомме.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
Сравниваем армии в ПМВ.

Шрифт: A   A   A
Кило Истории - наш логотип
12. 7. 1916. - Конец Брусиловского Прорыва как операции.

Экономические кризисы. Часть 1.

Циклическое развитие экономики, экономические спады и кризисы тоже не являются «изобретением» капиталистической экономики. И до того, как возникла капиталистическая экономика Нового времени, случались и экономические спады, и массовые банкротства, и временное снижение производительности труда (а также земли и капитала). Но, разумеется, формы экономического цикла и экономических кризисов в докапиталистическую эпоху были другие. Основные причины спадов и кризисов тоже были несколько иные. Хотя нужно заметить, что все причины цикличности, существовавшие в докапиталистическое время, сохранили свое влияние и поныне.

С момента перехода человечества к производящему типу хозяйства основной причиной относительно короткой экономической цикличности были погодно-климатические колебания, следствием которых было повышение и понижение урожаев. Несколько неурожаев подряд могли иметь следствием голод, смерть части населения, войны и деградацию экономики. Накладываясь на существенный демографический подъем в предшествующий период, они могли вызвать социальный взрыв, а затем экономический коллапс. Несколько подобных макроциклов развития легко прослеживаются в история Китая.

Всегда сельское хозяйство зависело и от появления вредителей и болезней растений. И до тех пор, пока не выводились растения, которые были бы устойчивы, или пока не происходила смена культур, производительность земли и труда оказывалась низкой в сравнении с предыдущими периодами. Примерно такие же процессы могли происходить и в скотоводстве (и даже сейчас происходят – см. Африканская чума свиней; также см. Птичий грипп).

Другой причиной кризисов в аграрной сфере была переэксплуатация земель и их истощение. Засоление земель стало причиной краха Шумерской цивилизации и последующих цивилизаций в современном Ираке. Оно же могло стать причиной краха Индской цивилизации. Истощение земель стало и одной из причин аграрного кризиса в Средневековых Нидерландах.

Истощение ресурсов могло стать причиной спада не только в сельском хозяйстве. Металлургия до Нового времени сильно зависела от древесного угля. А потому производство металла сворачивалось, как только вырубались леса. На острове Кипр во времена Античности такое случалось несколько раз.

Войны и эпидемии также всегда были причиной спада в экономике. Правда, небольшие эпидемии часто вели не к кризису, а к процветанию сохранившегося населения (поскольку увеличивалась площадь обрабатываемой земли на одного человека). Но вот катастрофические эпидемии могли привести к деградации экономике, причем в глобальных масштабах. В частности, Черная Смерть в 14-м веке вызвала общую деградацию экономики Европы: спад не только аграрного, но промышленного производства (включая производство шерстяных тканей во Фландрии и в Италии), финансовый кризис (с разорением крупнейших банков) и запустение многих городов.

С появление монетизованной товарной экономики для экономических кризисов появились новые причины (хотя чаще это были лишьтриггеры): дефицит металла для чеканки монеты (но и его переизбыток был опасен); порча денег государством или избыточный выпуск бумажных денег; дефолты или банкротство государства.

При этом промышленный сектор в докапиталистическое время (в отличие от аграрного и финансового) был слишком слаб, чтобы генерировать кризисы, если, конечно, не учитывать такую отрасль, как добыча драгоценных металлов.

Предыдущее: Страхование.  Следующее: Экономические кризисы. Часть 2.

Cодержание: Экономическая история цивилизации.

Метки статьи:


 

Добавьте комментарий.
Их еще мало...
Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)