En
---
Свежее на сайте

План Шлиффена в Первой мировой войне. Часть 1.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Сражение на Верхней Сомме.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
Сравниваем армии в ПМВ.

Шрифт: A   A   A
Кило Истории - наш логотип
12. 7. 1916. - Конец Брусиловского Прорыва как операции.

Китай времен Сун. Часть 1.

Период после падения династии Тан – парадоксальное время в истории Китая. С одной стороны, экономический подъем и технологический прогресс. С другой стороны, постоянные военные неудачи и отступление под натиском кочевников, пока в 1279 году Китай не был полностью подчинен монголами. Большую часть Китая в этот период контролировала китайская династия Сун, а на степных окраинах существовали государства кочевников – Ся, Ляо и Цзинь. Все эти государства боролись между собой, расходовали большую часть бюджета на военные нужды, поэтому в них не было слишком сильной бюрократии. А потому население имело большую экономическую свободу (в сравнении с периодами Тан и Мин).

Основные изменения происходили в сельском хозяйстве. Строительство ирригационных сооружений, распространение колесных и цепных насосов, новые сорта риса из Кореи и Вьетнама, новые сорта и виды бобовых, активное использование удобрений. Все это позволило поднять урожайность примерно на 30%.

Одновременно государство стимулировало освоение новых земель, гарантируя крестьянам право владения бывшими целинными или залежными землями, если они распашут их и выплатят налоги. Таким образом, произошел отказ от равнопольной системы времен Тан, когда земля распределялась в зависимости от количества едоков. Для освоения новых земель был изобретен и производился специальный плуг из стали (в других случаях использовались облегченные железные плуги). Государство стимулировало ирригационные работы, и само реализовывало крупные проекты, в частности в строительстве и реконструкции каналов.

Все это позволило сельскому хозяйству Китая кормить более 130 млн. человек (примерно в два раза больше, чем во времена Хань). В Китае проживало более трети населения Старого Света.

В этот же период в Китае началось выращивание хлопка и сахарного тростника, которые были завезены из Индии. Одежда из хлопка быстро стала основной для бедных слоев населения. Значительно выросло производство чая. Китайское государство отказалось от монополии на производство шелка, и крестьяне стали активнее разводить тутовые деревья. Таким образом, производство шелка выросло, его вывоз вырос значительно, а цены, как обычно, упали. Соответственно, снизились доходы казны от вывоза шелка, но монополия Китая в этой сфере уже была подорвана ранее.

---

Значительные изменения произошли также в ремесле и промышленности. Наибольший рывок сделали горнодобывающая промышленность и черная металлургия. Китайцы стали добывать каменный уголь и использовать его пли выплавке железа и стали. Технологии в этой отрасли были сравнимы с теми, что использовались в Европе в 16 – 18 веках. По имеющимся оценкам производство железа в этот период превысило 1 кг на человека в год, что примерно соответствует производству в Европе в начале Нового времени.

Быстро развивалось и судостроение. Вырос не только флот для речных перевозок (в разы), но у Китая появился свой собственный торговый флот для перевозок по океанам. Из нескольких морских портов на юге страны суда плавали не только в юго-восточную Азию, но также в Индию, в Аравию, в Ирак, в Восточную Африку. И по мореходности китайские суда не уступали судам арабов. При этом китайцы в навигации уже пользовались компасами и могли при желании плыть напрямую через океан.

Новинкой в промышленной сфере было производство пороха. Он был невысокого качества, производство его было монополизировано государством, но китайская армия уже начала вооружаться первыми образцами огнестрельного оружия.

В Китае в это время была изобретена наборная печать, что в несколько раз удешевило книги. Количество образованных людей выросло в 5 – 10 раз. И образование (а также карьера чиновника) стало доступно не только верхушке общества, но даже зажиточным крестьянам. Соответственно, выросло и производство в смежных с образованием отраслях (в разы выросло производство бумаги, книг, кисточек и чернил для письма).

В городах развивалась сфера услуг. Нормой стали предприятия общественного питания. Появились театры и другие увеселительные заведения.

 

В этот период в Китае было реализовано множество проектов в сфере строительства. Страна покрылась сетью каналов, на которых китайцы стали возводить шлюзы. Перевозки по каналам были значительно дешевле и безопаснее перевозок по дорогам. Это способствовало расцвету внутренней торговли. Можно сказать, что развитие транспортной инфраструктуры в Китае в 11 – 12-м веках было сравнимо с ее развитием в Европе 18 века.

Зато других столь же масштабных проектов в этот период не осуществлялось. Строились менее масштабные вещи: пагоды, городские укрепления, порты, мосты. Нередко их строила местная власть или местная элита. В результате, получались объекты полезные для местной экономики.

Предыдущее: Восточные славяне. Часть 3.  Следующее: Китай времен Сун. Часть 2.

Cодержание: Экономическая история цивилизации.

Метки статьи:


 

Добавьте комментарий.
Их еще мало...
Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)