En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Итоги Милютинской реформы. Часть 3.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
3-пудовая бомбовая пушка обр. 1838 / 49 гг
Директива 14.10.1914.
Фарман Ф50 (Farman F.50).

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

19. 4.

Торговля в конце Средневековья. Часть 1.

В период Высокого Средневековья уже существовало разделение труда между городом и деревней, а также между регионами Европы. Поэтому существовала и быстро развивалась торговля. Вторжение западноевропейцев в Византию и на Ближний Восток также увеличило восточную торговлю Европы. Торговля и торговцы стали играть все большую роль в жизни Европы. Но торговля в Европе оставалась делом крайне сложным и очень опасным.

Самым сложным делом была сухопутная торговля. Правда, в рамках одного феодального владения крестьяне перемещались легко и почти свободно, потому они часто посещали соседний город (города), продавая и приобретая товары. Такая торговля находилась под защитой самого феодала (и даже покровительствовалась им), так как именно она приносила ему звонкую монету.

А вот торговля между регионами была гораздо более сложным делом. Во-первых, не было дорог (лишь кое-где сохранились старые римские). Феодалам, привыкшим передвигаться верхом, дороги были не особо нужны. Лишь местами дороги подновлялись и ремонтировались. Строительство новых дорог было редким делом. Мостов через реки было крайне мало. Однако строительство мостов велось более активно: их строили городские коммуны для своих нужд, а крупные феодалы строили мосты из чисто военных соображений. Во-вторых, феодалы вполне могли конфисковать товары в свою пользу (и зачастую имели на это право). Так происходило далеко не систематически, но достаточно часто. В-третьих, разбой на дорогах был нормой, и нападали не только разбойники, но также солдаты и рыцари. Войны были обычным делом, и если торговец оказывался в зоне военных действий, его могла ограбить любая из враждующих сторон. В-четвертых, мест для отдыха путешествующих было немного. Европа не знала традиционных для востока караван-сараев, поэтому торговец мог рассчитывать на нормальный отдых и корм для лошадей только в городах и крупных селениях. Потому и его маршрут становился извилистым (от города к городу, точнее от торга к торгу). В-пятых, каждая граница на пути торговца означала остановку и таможенные сборы. В результате по земле торговцы передвигались мало, а если и передвигались, то группами с вооруженной охраной.

В общем, даже внутри материка самыми быстрыми, самыми удобными и самыми выгодными в плане расходов были пути по воде. На этих путях тоже были места, где собирались пошлины, тоже были опасности, и было недостаточно инфраструктуры, но все равно, крупные реки были безопаснее, чем дороги, особенно при путешествиях от истока к устью. Путешествие в обратную сторону было более разорительным и опасным.

Путешествия по морю были еще выгоднее для торговцев. В море не было таможен, не было организованного разбоя, не нужно было тратиться на корм для животных и постой для торговцев. Да и путешествие под парусом было заметно быстрее, чем на повозках. Таким образом, на юге Европы торговые пути шли по Черному и Средиземному морям, а на севере – по Балтийскому и Северному морям, и далее по Ла-Маншу. С севера на юг основной торговый путь шел по Рейну, пока в 13 – 14-м веках не был освоен морской путь вокруг Пиренейского полуострова. Нужно заметить, что в отличие от эпохи викингов, торговцы времен Высокого Средневековья использовали в море крупные суда, поднимавшие более сотни тонн груза. Для плавания по рекам они не годились, поэтому в устьях рек процветали перевалочные порты: Рига, Гданьск, Гамбург, Лондон, Нант и т.д.

На море и на суше торговцев ждало много опасностей, бороться с которыми проще было сообща. Поэтому в путь сразу отправлялось несколько купцов, формирующих караван (что на суше, что на море). Для совместного найма охраны, а также найма транспорта они создавали компанию, которая одновременно была гарантией покрытия хотя бы части возможных убытков в пути, так как купцы договаривались одновременно о самостраховании грузов. Опять же для защиты от рисков все транспортные средства участников компании становились на время путешествия «общими»: каждый торговец равномерно распределял товар по всем транспортным средствам. В общем, от таких временных объединений (не путайте с постоянными объединениями купцов – гильдиями) торговцев недалеко до понятий «товарищество» и «юридическое лицо».

Предыдущее: Английское королевство.  Следующее: Торговля в конце Средневековья. Часть 2.

Cодержание: Экономическая история цивилизации.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)