En
---
Свежее на сайте

Антон Людвиг Фридрих Август Макензен.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Сражение при Граево и Рачки.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.

Шрифт: A   A   A
Кило Истории - наш логотип
16. 6.

Экономические причины Первой Мировой Войны. Часть 1.

Среди всех причин Первой Мировой войны экономические проблемы и конфликты занимают не последнее место, а может быть даже и первое (не будем столь категоричны). По крайней мере, можно утверждать, что если бы мировая экономика в начале 20-го века работала иначе, Мировая война бы не началась. Но в существовавшей на тот момент империалистической модели международных экономических отношений обостряющаяся борьба за рынки сбыта (т.е. за колонии и полуколонии) и борьба за монополизацию транспортных коридоров, вызванные перераспределением экономической власти в мире, неминуемо вели к войне, поскольку колонии всегда создавались и удерживались силой. А колонии в экономически нестабильном мире начала 20-го века (в котором регулярно случались кризисы) были важны для стабильности и экономики, и общества, и государства.

Кроме этих основных причин существовала борьба за источники сырья, хотя она не была еще столь ожесточенной, как в середине 20-го века; существовали диспропорции в мировой торговле… Имелись и менее важные причины…

Ниже будет сделана попытка рассмотреть основные экономические причины, которые вели к возникновению ПМВ.

Перераспределение экономической власти в преддверии Первой мировой войны.

По данным современных исследователей, после завершения эпохи Наполеоновских Войн в Европе было три примерно равных по экономической силе державы: Франция, Великобритания и Россия. Разумеется, Великобритания, контролируя Канаду и Индию была намного богаче и сильнее двух других держав. Но это только до тех пор, пока дело не дошло до открытого военного столкновения. Морские перевозки Британии, даже если бы противник не стал пытаться их прервать, были крайне затратны, подвержены рискам и медленны (полгода до Индии вокруг Африки). В любом случае, они требовали вооруженной охраны, в том числе в портах на коммуникациях. Сложно было и контролировать колонии, что постоянно требовало военного присутствия. Великобритания в это время не могла позволить себе противостоять континенту, дабы не потерять контроль над колониями.

В 1820-х годах индустриальная революция в Англии набрала ход, в то время как в Европе индустриализация шла медленнее и затронула только отдельные регионы. Следствием этого стало быстрое опережение Великобританией своих соседей по экономической мощи. В середине 19-го века Британия не только обогнала своих основных конкурентов, но в какой-то мере смогла диктовать им свою волю, так как они зависели от импорта товаров из Британии. Одновременно появление парового флота сделало британские перевозки менее уязвимыми. Это пик могущества Великобритании. Победа в Крымской войне, вторжение в Китай, строительство Суэцкого канала, выгодная в первую очередь для Британии свободная торговля со всеми странами мира, почти полный контроль над политическими процессами в Европе…

Но в этот же момент начинается история кризиса Великобритании. Межконтинентальные перевозки стали дешевыми и массовыми, поэтому поток мигрантов из Европы хлынул в США, Канаду и Австралию. Относительный мир в Европе способствовал объединению и экономическому усилению Германии, обладавшей для этого сильной ресурсной базой.

Результатом стал взрывной рост экономики США со средним темпом несколько выше 4% в год. Уже к 1870 году США сравнялись по экономическим показателям с Великобританией. Но в этот момент США еще не конкурировали с Великобританией, поскольку тяжелая промышленность США обслуживала, в основном, внутреннее эктенсивное развитие, т.е. освоение Тихоокеанского побережья и внутренних территорий. Лишь к концу 19-го века для дальнейшего развития американской экономики потребуется внешняя экспансия.

В Европе, тем временем, Германия также постепенно догоняла Великобританию, но разница в темпах экономического роста не превышала 1% в год (население в Германии росло заметно медленнее, чем в США). Зато к 1870-му году Германия практически догнала по экономическому потенциалу Францию. Попытки Франции помешать росту экономического и политического могущества соседа привели к войне между ними. Но после войны обе стороны оказались в экономической яме. И до 1890 года распределение экономической власти в мире не подлежит сомнению: Великобритания явный лидер, который теперь гораздо ближе к своим колониям за счет мощного парового флота. США догоняют британцев, Франция (считая с колониями) на третьем месте, рядом Россия (сильная своей независимостью от океанов и огромными ресурсами) и Германия с ее, можно сказать, излишками пролетариата и человеческого капитала. И заметим, экономическому потенциалу Германии уже тесно в рамках Центральной Европы, и она должна завоевывать рынки и подчинять себе страны…

Однако на дворе был век пара и стали, т.е. тяжелой промышленности. И вот тут ситуация уже немного другая. Впереди уже США, за ними Великобритания и Германия. Россия и Франция отстают в индустриализации. То есть на континенте Германия начинает доминировать экономически, хотя не доминирует политически. Такова первая причина возникновения напряженности в Европе, которая вела к Первой мировой войне. Это доминирование еще заметнее, если учесть прочный союз Германии с Австро-Венгрией, в которой также идет индустриализация в Чехии, в Австрии и в меньшей степени в Венгрии.

Предыдущее: Межгосударственные конфликты. Часть 5.  Следующее: Экономические причины Первой Мировой Войны. Часть 2.

Cодержание: Первая Мировая Война.

Вернуться в начало раздела: Причины Первой мировой войны.

Метки статьи:


 

Добавьте комментарий.
Их еще мало...
Понравилось? Нажми здесь!!

Поделиться с друзьями: BK     twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)