En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

План Шлиффена в Первой мировой войне. Часть 1.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Схема 1-й Битвы вШампани.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
Германская Мортира. Часть 1.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

18. 4.

Мортиры Шкода (305 мм) Часть 1.

В начале 20-го века Австро-Венгрия (как и многие другие страны, включая Россию) не имела осадной артиллерии, которая была бы способна бороться с современными бетонными крепостями. С другой стороны, в 1900 году на вооружение уже были принята 24-см мортира, которая была способна бороться с кирпичными перекрытиями старых русских крепостей, вроде Ивангорода или Бреста, а также с любыми укреплениями в Балканских странах. Но напряженность в отношениях с Италией, а также желание иметь оружие, способное справляться с современными крепостями Европы заставили Австрийский генштаб заказать фирме Шкода разработку и производство более мощного орудия. Первый прототип 305-мм мортиры прошел испытание в 1909 году, а на следующий год было представлено доработанное орудие, которое было принято на вооружение в 1911 году под обозначением 30,5 см гаубица М11. В 1912 году для транспортировки орудия были созданы специальные трактора, что позволило Австро-Венгрии впервые в мире создать моторизованные дивизионы осадной артиллерии.

Разработанное Шкодой орудие получилось действительно сверхтяжелым. Вес в боевом положении превышал 20 тонн. (В зависимости от модификации платформы для стрельбы – от 21 до 24 тонн.) Поэтому для транспортировки орудие разбиралось на три части: ствол, лафет, платформа. Для перехода в боевое положение при прочном и ровном грунте требовалось около 6 часов, причем большая часть времени уходила на устройство платформы. Если перед установкой орудия требовались земляные работы, то подготовка к открытию огня могла растянуться на трое суток.

Фотография: 305-мм австро-венгерская осадная мортира обр. 1911 года (фирмы Шкода) из итальянского музея. Общий вид сбоку и затвор сзади

Ствол 505-мм мортиры имел длину 14 калибров (10 калибров нарезной части с 68 нарезами), примерно калибр длины ствола приходился на клиновой затвор.

При откате ствол скользил в массивном кольце с цапфами. К этому кольцу были присоединены гидравлические цилиндры (над стволом) и регулируемые пружины (под стволом) для торможения отката и наката ствола. С этим же кольцом был соединен механизм вертикальной наводки, позволявший поднимать ствол до 75 градусов. Минимальное возвышение, допускаемое конструкцией подъемных механизмов, составляло 0 градусов, и именно при таком угле орудие заряжали с использованием специального зарядного стола, и при таком же угле монтировали ствол. Но конструкция лафета позволяла стрелять только при возвышении не менее 40 градусов, а оптимальным был угол около 60 градусов, при котором энергия отката перенаправлялась в землю равномерно через наиболее прочную часть лафета.

Горизонтальное наведение осуществлялось поворотом всего лафета относительно платформы. Первоначально суммарный угол горизонтальной наводки составлял 120 градусов, но в 1916 году была внедрена новая платформа, позволявшая поворачивать орудие на все 360 градусов.

Для 305-мм мортиры было разработано несколько видов снарядов, включая бронебойно-фугасный массой 385 кг, аналогичной массы фугасный (из более дешевой стали), легкий осколочный массой 287 кг, шрапнельную гранату массой 300 кг. Первому из них можно было придать максимальную скорость 334 м/; максимальная дальность стрельбы при этом составляла 9 км. А третьему – 407 м/с, что позволяло метнуть его на 11 км. И разумеется, как всегда у мортир, имелся широкий диапазон метательных зарядов (4 для тяжелых снарядов и 5 для легких).

Хотя 305 мм мортира М11 считалась орудием скорострельным, но она делало лишь несколько выстрелов в час, в основном из-за трудностей при заряжании и перегрева гидравлических цилиндров. Максимальная скорострельность – один выстрел за 4 минуты, нормальная – выстрел за 6 минут.

В принципе, это были лучшие показатели из существовавших к началу Первой мировой войны мобильных осадных артсистем, для перевозки которых не нужна была железная дорога. Т.е. это было лучшее орудие для ускоренной атаки на крепости, что и собирались делать германцы в начале ПМВ, реализуя План Шлиффена.

Предыдущее: 220-мм мортира системы де Банжа.  Следующее: Мортиры Шкода (305 мм) Часть 2.

Cодержание: Первая Мировая Война.

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)