En
---
Свежее на сайте

План Шлиффена в Первой мировой войне. Часть 1.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Германская 10,5-см гаубица (1909).
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
Германская легкая гаубица 1909 г.

Шрифт: A   A   A
Кило Истории - наш логотип
22. 1.

Главная германская гаубица. Часть 1.

В отличие от своих противников главных противников, желавших видеть в полевой артиллерии всего один тип орудий, германские военные в начале 20-го века хотели иметь несколько типов орудий, каждый из которых был предназначен для решения своего типа задач. И, в отличие от всех остальных, германцы сделали главным из своих орудий тяжелую гаубицу. Хотя по штату на пехотную дивизию приходилось всего 8 таких орудий, но за каждой из них везли 20 тонн боеприпасов, т.е. в бою (особенно в наступлении) тяжелые гаубицы должны были выбрасывать в сторону врага больше металла и особенно взрывчатки, чем легкие пушки (54 на дивизию) и легкие гаубицы (18 на дивизию).

Первые тяжелые полевые гаубицы стандартного для Германии калибра 15 см появились в германской армии в начале 1890-х годов, а в 1897 году в ответ на появление французской скорострельной пушки, германская армия сформулировала техзадание на разработку тяжелой гаубицы с противооткатной системой (намного раньше, чем пошла речь о модернизации германских легких пушек). В 1899 году фирмой Круппа был разработан первый (экспериментальный) вариант такого орудия. Но он не удовлетворил заказчика из-за своего веса, слишком короткого отката и неудобства для расчета (гаубица очень сильно зарывалась в грунт при стрельбе).

Крупп переконструировал орудие, в 1902 году оно вышло на испытания, а в июне 1903 года было принято на вооружение и получило обозначение sFH 02. Оно и стало главной ударной силой германской полевой артиллерии в на начальном этапе Первой мировой войны.

В результате получилось орудие, хотя и не революционное, и не намного опередившее свое время, но знаковое и ставшее ориентиром для конкурентов.

Германская тяжелая гаубица обр. 1902 г. в музее (Румыния)

В общем, все основные черты конструкции, включая направляющие для ствола на коробке с противооткатным механизмом, узкие колеса (но заметно шире, чем у легких пушек) небольшого диаметра, низкий лафет… видны. Кстати, считается, что зимний камуфляж сохранился со времен ПМВ.

Конструкция орудия была, в принципе, традиционной для всех орудий начала 20-го века: однобрусный лафет, узкие деревянные колеса без шин, малый угол горизонтальной наводки, расположение противооткатных механизмов под стволом, короткий ствол в 12 калибров (унаследован от гаубиц 19-го века), традиционный для Круппа клиновой затвор…

Но тактические характеристики оказались на высоте. Во-первых, масса орудия в боевом положении – всего 2.035 кг. Расчет легко мог развернуть орудие, а в идеальных условиях (на очень ровном и твердом грунте) – даже перекатить. В походном положении (вместе с передком) масса была менее трех тонн, а потому стандартная упряжка из 6 лошадей легко тянула орудие даже в гору. Но если гаубица стояла в окопе, или зарылась колесами в грунт при стрельбе, вытянуть ее все равно могла только упряжка.

Во-вторых, дальность стрельбы превышала 7,4 км (при начальной скорости снаряда 325 м/с). Эти цифры не только превосходили аналогичные показатели всех существовавших на тот момент конкурентов, но по эффективной дальности стрельбы германская гаубица превосходила легкие пушки и могла использоваться для борьбы с дивизионной артиллерией любого вероятного противника. И особенно в пересеченной местности, где гаубицы можно было спрятать от вражеского огня даже вблизи от переднего края.

В-третьих, гаубица получилась очень скорострельной. На учениях артиллеристы успевали сделать до 3 выстрелов в минуту. Но в реальных условиях боя, разумеется, скорострельность составляла 0,5 – 1 выстрел в минуту. Тому было несколько причин. Во-первых, при длительной стрельбе противооткатные устройства перегревались. Во-вторых, для перезарядки орудия приходилось опускать ствол, если угол возвышения превышал 20 градусов. В-третьих, заряжание было раздельно-гильзовым, фугасные снаряды допускали несколько установок взрывателя, а для метания имелось до 7 зарядов (подготовка нужных требовала времени). В-четвертых, горизонтальная наводка с поворотом всего орудия была не самым простым делом. В-пятых, в реальных боевых условиях гаубицы вели огонь с закрытых позиций, при этом только полет снаряда занимал более 30 секунд, а затем наблюдатель должен был сообщить результаты стрельбы, чтобы внести корректировки в прицел.

Предыдущее: Французская 75-миллиметровка.  Следующее: Главная германская гаубица. Часть 2.

Cодержание: Первая Мировая Война.

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)