En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Итоги Милютинской реформы. Часть 3.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
3-пудовая бомбовая пушка обр. 1838 / 49 гг
Директива 14.10.1914.
Фарман Ф50 (Farman F.50).

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

18. 4.

Истребители Сопвич Кэмел.

Хотя основной тенденцией с конца 1916 года было строить мощные и тяжелые истребители, легкие и маневренные машины продолжали разрабатываться и эксплуатироваться. Но со стороны Антанты это были в основном британские истребители, поскольку французы сделали ставку на тяжелые машины. Британцы же продолжали развивать легкие истребители и добились очень неплохих результатов.

Итак, Сопвич Кэмел (Sopwith F.1 Camel) – британский одноместный истребитель, созданный в конце 1916 года, и поступивший на вооружение британской сухопутной и морской авиации в июне 1917 года. Это был самый массовый британский истребитель в конце 1917 года, и до конца Первой мировой войны он оставался в строю.

Фотография: Сохранившийся Sopwich Camel из музея в США.

Первоначально самолет строился на базе мотора Клерже (Clerget 9B) имевшего мощность 130 л.с. Этот мотор был одним из вариантов французских авиационных моторов воздушного охлаждения с неподвижным коленвалом и вращающимися цилиндрами. Мотор был достаточно тяжелым (173 кг) и имел низкую удельную мощность (на четверть меньше, чем у моторов для истребителей SPAD), но имел небольшие габариты и был простым, поскольку не имел ни системы охлаждения, ни системы смазки. Как и все моторы с вращающимися цилиндрами Clerget 9B медленнее набирал обороты, мог оторваться при повреждении винта, а также давал сильный гироскопический эффект при повороте машины. Возникновение этого эффекта не было учтено конструкторами самолета, поэтому при повороте влево машина задирала нос и теряла скорость, зато поворот вправо выполнялся очень быстро.

В дальнейшем для Сопвич Кэмел был разработан британский вариант мотора Бентли (Bentley BR1), отличавшийся более высокой мощностью (150 л.с.) при незначительном увеличении веса. Могли устанавливаться на самолет и другие моторы. Для воздушной обороны Великобритании, в отличие от использования на фронте, очень высокая скорость не требовалось. Поэтому моторов 110 – 130 л.с. было достаточно.

Самолет был оснащен типичным для Сопвичей широким воздушным винтом постоянного шага, более эффективным, чем французские (хотя и не намного).

Сопвич Кэмел был типичным бипланом с высоким расположением верхнего крыла с центральными и краевыми стойками. Высокое положение верхнего крыла снижало напор воздуха от винта, повышало надежность крыла и увеличивало подъемную силу. Нижнее крыло имело выраженную V-образность, его наклон достигал 5 градусов. Размах крыльев был одинаковым – 8,5 м; на обоих крыльях имелись элероны. Площадь крыльев – 21,5 кв. м.

Сопвич Кэмел был коротким – всего 5,7 м. Причем основная масса (мотор, баки, кабина и крылья) приходились на первые два метра машины. Из-за этого она быстро поворачивалась вокруг поперечной оси, но была очень чувствительна и неустойчива. Однако хотя основная масса приходилась на носовую часть, переутяжелен был хвост, что также повышало маневренность у земли.

В целом Sopwith Camel был очень легкой машиной: масса пустого – всего 422 кг; максимальный взлетный вес – 660 кг. Поэтому машина имела неплохие летные характеристики: максимальная скорость 182 км/ч (при 130-сильном моторе, что немного лучше, чем у Ньюпоров); скороподъемность – 330 м/мин; потолок – 5,8 км. С мотором Бентли скорость превышала 190 км/ч.

И при этом самолет имел сильное вооружение – 2 синхронизированных пулемета Виккерс, устанавливаемых перед кабиной пилота. Обтекатели, прикрывающие пулеметы, стали поводом, чтобы дать машине ее прозвище – «Верблюд». Из-за них кабина оказалась выше капота. Также на борт можно было взять четыре 11-килограммовые бомбы.


-----

В целом самолет получился удачным и активно использовался до конца Первой мировой войны. Он был сложен в управлении и имел крупные недостатки (в частности терял устойчивость на скорости 77 км/ч и срывался в штопор). Неопытные пилоты часто попадали на нем в аварии. Однако хорошие летчики умели использовать все недостатки машины, превращая их в преимущества в бою. Если Сопвичам удавалось навязать противнику бой на малой высоте, тяжелые немецкие машины имели мало шансов на успех.

Всего было выпущено почти 5,5 тысяч Сопвич Кэмел, в том числе ночные истребители (получившие два пулемета Льюис, для стрельбы зажигательными фосфорными пулями) и морские истребители взлетавшие с авианосцев (производились в 1918 году; вооружение – один Виккерс, один Льюис на верхнем крыле), а также учебные (двухместные). В ходе ПМВ Sopwith Camel использовался кроме британской авиации бельгийцами, греками и американцами. После Мировой войны он поставлялся еще в несколько стран. Во время Гражданской войны попал также в Россию.

До настоящего времени дошло 8 экземпляров, два из них в морском варианте. Однако Sopwith Camel обожают любители авиастарины и часто воссоздают его. Таких реконструкций более 10, некоторые имеют оригинальные моторы.

Предыдущее: Британская 4,5-дюймовая легкая гаубица  Следующее: Британская 5-дюймовая пушка.

Cодержание: Первая Мировая Война.

Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)