En
---
Свежее на сайте

Самодержавие как пережиток феодализма
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Положение в конце Карпатской операции.
План наступления от Рузского.

Кило Истории - наш логотип

О Западной Галиции.

Начиналась 2-я Галицийская битва в Западной Галиции, представляющей собой неправильный треугольник с вершиной юго-западнее Кракова и основанием на Сане. Северная часть этого треугольника – долина Верхней Вислы. Территория здесь достаточно открытая, с небольшим количеством лесов и невысокими холмами. Однако, в начале 20-го века здесь не было хороших шоссе, зато было несколько притоков Вислы, текущих с юга на север, из которых Баба (Раба), Дунаец и Вислока являются достаточно крупными, начинаются в Западных Карпатах и осенью часто переполнены из-за дождей в горах. Грунтовые дороги в долине Вислы также часто выходили из строя из-за дождей, особенно вблизи от перечисленных рек.

Средняя часть Западной Галиции представляла собой весьма удобный транспортный коридор от Кракова до Ярослава и Перемышля. Здесь по достаточно сухой холмистой равнине проходили пара хороших шоссе и железная дорога, однако указанные выше притоки Вислы и Вислок (крупный приток Сана) пересекали этот коридор. На этих реках, конечно, имелись постоянные мосты, но после отступления австро-венгерских армий в середине сентября и после ухода из Западной Галиции 9-й русской армии все эти мосты были разрушены, а наводить временные мосты на быстрых и полноводных реках было сложно. Не стоит забывать также, что в октябре 1914 года эти реки часто выходили из берегов из-за дождей в Карпатах и сносили временные переправы.

Южная часть Западной Галиции – это предгорья и северные склоны Западных Карпат. В этих местах Карпаты низкие, и восточнее меридиана Кракова их высота не превышает 1000 метров. При этом и ширина горной полосы невелика – порядка 50 км. Переход через такие горы не представляет сложности, но вот наступать вдоль хребта было очень сложно. Это связано и с недостатком дорог, и с тем, что предгорья поросли лесом, и высокой влажностью почвы в долинах (где застревал весь транспорт); но также и с тем, что извилистые горные дороги удлиняли маршруты движения вдвое. Тем не менее, и здесь проходила важная шоссейная дорога с запада через Леско (Лиско) и Хыров (Хырув) к Самбору и верховьям Днестра.

Восточнее истоков Вислока начинаются Восточные Карпаты. Здесь горы значительно выше и труднопроходимы для обычных войск начала 20-го века. Действовать здесь могли лишь горная пехота и кавалерия, имеющая горную артиллерию. Лишь несколько перевалов ведут через эти горы в Восточную Галицию и в Буковину, для наблюдения за ними было достаточно небольших сил. Лучше всего для этого подходила кавалерия.

Между основным хребтом Восточных Карпат и Перемышлем находится низкогорный район, в котором находятся истоки Днестра и его притоков Стрыя, Быстрицы и Стрвяча. Этот район имеет сложный рельеф: глубокая долина Сана на западе, восточнее – невысокий горный хребет идущий с юга на север, а затем долины Днестра и притоков, разделенные низкими горами, идущими с запада на восток. В итоге, движение через этот район затруднено по всем направлениям. Однако, через Самбор и Стрый уже в начале 20-го века шли шоссейные и железные дороги к перевалам Восточных Карпат. А вдоль долин Днестра и Стрыя можно было выйти в район Миколаева, откуда открывалась прямая дорога на Львов, т.е. в тыл русским армиям в Галиции. Потому район верховьев Днестра и Стрыя играл важную роль в начинавшейся операции.

Предыдущее: Вторая Галицийская Битва.  Следующее: Об укреплениях на Сане.

Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.

Вернуться в начало раздела: Вторая Галицийска Битва.

Метки статьи:


 

Добавьте комментарий.
Их еще мало...
Понравилось? Нажми здесь!!

Поделиться с друзьями: BK     twit   fb   g+

Также смотрим:

 

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)