En
---
Свежее на сайте

Николай Васильевич Рузский.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Общая схема Карпатской операции.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.

Шрифт: A   A   A
Кило Истории - наш логотип
17. 11.

Стратегическая ситуация перед Митавой. Часть 1.

В начале 1917 года Русский фронт стал намного более длинным, чем годом ранее, за счет появления нового Румынского Фронта (заполненного русскими войсками). Но кроме этого фронт получил за год более сложную форму. Теперь у него имелся выраженный выступ в сторону немцев в Заднестровье и в Буковине, а также выраженный выступ в сторону русских в низовьях Дуная. При этом с осени 1915 года сохранился острый выступ в сторону у немцев у Риги и сглаженный выступ в сторону русских у Двинска.

В этот период инерция боевых действий заставляла обе стороны направлять свои войска на юг и концентрировать их там. Обе стороны, в первую очередь, направляли войска в Румынию, где догорали сражения Румынской кампании 1916 года (в частности сражения на Сирете) и нужно было создавать прочный позиционный фронт. Но немцы также по инерции держали значительные силы на Волыни, в Галиции и в Карпатах, где еще не были построены прочные позиции, а русские время от времени переходили в локальные наступления.

Резервы же для этого обе стороны черпали в районах севернее Припяти, причем ослаблять старались наименее важные со стратегической точки зрения участки фронта. Русские не могли ослабить, например, Рижский и Двинский плацдармы, которые прикрывали стратегически важные города, но ослабили фронт между ними и на полоцком направлении. Немцы, наоборот, были вынуждены ослабить свой фронт перед этими плацдармами, поскольку защищать там было нечего, а фронт между ними и так был едва прикрыт.

Грех было не воспользоваться такой слабостью противника в том месте, где русские постоянно были сильны. Нужно было лишь правильно подготовить операцию, чтобы противник не успел подтянуть резервы. А скрытность при подготовке операции обеспечивалась незначительностью объемов переброски войск и нелетной зимней погодой.

К тому же резервов на Востоке у германцев официально не было. В течение суток после обнаружения признаков наступления русских в районе Риги можно было собрать лишь несколько батальонов и эскадронов за счет перегруппировки войск под Ригой и Якобштадтом. В дальнейшем резервы германцам предстояло подвозить по железной дороге Митава (Елгава) – Либава. А это, заметим, всего одна колея, т.е. всего около 20 поездов в сутки. Следовательно, для переброски одной дивизии требовалось минимум 2,5 суток. Плюс еще время на погрузку / выгрузку и время в пути. Таким образом, в случае мощного удара под Ригой первая германская дивизия из резерва прибыла бы только через трое суток. А это достаточное время для нанесения сокрушительного удара и продвижения на 30 – 40 километров в глубину. Т.е. Митава, при правильной организации наступления (и в случае быстрого прорыва фронта), должна была быть взята, и уже после этого должно было разгореться основное сражение с прибывающими вражескими резервами.

С русской стороны ситуация с перевозками была еще хуже. Для снабжения огромного города и важного промышленного центра имелась всего одна железная дорога, идущая прямо на восток, из трех дорог, имевшихся до войны. В зимнее время она едва справлялась с перевозкой топлива и продовольствия. Поэтому на перевозку одной дивизии требовалось трое или четверо суток. Как следствие, при подготовке операции нужно было иметь крупные резервы на самом Рижском плацдарме или на правом берегу Западной Двины в непосредственной близости от него. А большой успех под Ригой обязательно нужно было поддержать на других участках Северного Фронта, а также на правом фланге Западного Фронта, т.е. у Якобштадта, у Двинска, в Нарочском районе и на Виленском направлении.

Предыдущее: Митавская операция. Введение.  Следующее: Стратегическая ситуация перед Митавой. Часть 2.

Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.

Вернуться в начало раздела: Митавская операция.

Метки статьи:


 

Добавьте комментарий.
Их еще мало...
Понравилось? Нажми здесь!!

Поделиться с друзьями: BK     twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения.

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)