En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Милютинская реформа (военная реформа Александра II).
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 2.
3-пудовая бомбовая пушка обр. 1838 / 49 гг
Директива 14.10.1914.
Фарман Ф50 (Farman F.50).

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

24. 4.

Русская Императорская Армия. Офицерский корпус.

Если система комплектования армии нижними чинами была к началу Первой Мировой Войны в достаточной степени отлажена и требовала лишь тонкой настройки в зависимости от внешних угроз и связанных с ними передислокаций частей, то вот с комплектованием офицерского корпуса имелись проблемы. До самого начала ПМВ в военном министерстве не было четкого понимания, сколько офицеров нужно армии и каких именно. Этим мы и можем объяснить наблюдавшиеся в конце 19-го и в начале 20-го века метания в вопросе организации обучения офицерских кадров.

Офицеров для кадровой армии до 1911 года готовили в юнкерских училищах и в военных училищах. Для гвардии их также готовил Пажеский корпус. Но с 1911 года все юнкерские училища были преобразованы в военные училища. С этого момента в Империи было 13 пехотных, 3 кавалерийских, 2 казачьих, 2 артиллерийских и 1 военно-инженерное училище. В общей сложности они могли дать армии 2 – 3 тысячи офицеров ежегодно. Этого было достаточно для кадровой армии, в которой должно было быть 40 – 50 тысяч офицеров. Однако, для развития армии (т.е. для роста ее численности, для создания новых частей внутри соединений, для развития новых родов войск) этих кадров было недостаточно. Начинающаяся механизация армии требовала еще нескольких тысяч специалистов.

Более того, в Русской Императорской Армии не было резерва кадровых офицеров для второочередных частей, которые должны были формироваться с третьего месяца войны. Также некем было восполнить убыль офицерских кадров в ходе военных действий.

Теоретически, эту убыль можно было покрыть за счет призыва офицеров запаса. Но кадровый офицер очень редко увольнялся с военной службы, оставаясь при этом годным к строевой службе по состоянию здоровья. Поэтому должна была существовать отдельная система подготовки офицеров запаса. Но таковой системы не было! Лишь унтер-офицеры, проходившие сверхсрочную службу, и вольноопределяющиеся получали право сдать экзамен на офицерский чин и выйти в запас в чине прапорщика или подпоручика. Но это мизерное количество – не более 2 тысяч человек в год, и 20 тысяч в сумме. А при росте численности армии в ходе мобилизации в 3 раза нужны были, как минимум, 50 тысяч офицеров запаса.

 

Хотя продвижение по службе для офицеров определялось выслугой лет, для занятия таких должностей, как командир батальона, командир эскадрона или командир батареи, офицер должен был пройти «курсы повышения квалификации». Таковыми были Офицерская стрелковая школа; Офицерская кавалерийская школа; Офицерская артиллерийская школа. Кроме того, существовали специализированные технические школы: электротехническая, автомобильная и железнодорожная.

Офицеры, успешно прошедшие одну из Офицерских школ, получали под командование батальон, эскадрон или батарею. Однако, для них пределом мечтаний был чин полковника и командование полком. На генеральский чин мог рассчитывать или офицер «со связями», или служивший в Гвардии, или принимавший участие в военных действиях… Но все это были достаточно медленные пути. Более быстрым был путь через Академию Генерального Штаба. Она выпускала в год от 60 до 100 офицеров, готовых к штабной работе в крупных соединениях. Многие из них служили в столице или в центрах округов, а потому быстро продвигались по службе.

Предыдущее: Комплектование РИА. Часть 2.  Следующее: РИА. Выводы по системе комплектования.

Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.

Вернуться в начало раздела: Русская армия в 1914 году.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)