En
---
Свежее на сайте

План Шлиффена в Первой мировой войне. Часть 1.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Первые дни Марнской Битвы.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
Сравниваем армии в ПМВ.

Шрифт: A   A   A
Кило Истории - наш логотип
5. 4.

Еще про альтернативный план ВИО.

Второй задачей было усиление гарнизона Ивангорода. Как и в реальности, его можно было усилить за счет гарнизона Бреста. Но кроме того, можно было организовать быструю переброску войск из 8-й армии. Эта армия стояла в одном переходе от Львова, а Львовский железнодорожный узел был в руках русских уже 20 дней и перевозки через него осуществлялись. За неделю 1 – 2 корпуса можно было перебросить в Радом. Итого, на западном берегу Вислы германское наступление встречали бы 20 дивизий, у которых было достаточно времени на сосредоточение, развертывание и даже подготовку оборонительных рубежей. Также для усиления Ивангорода можно было использовать резервные дивизии с румынской границы и из-под Петрограда. Одну из семи имевшихся в этих районах дивизий точно можно было перевезти за неделю в Ивангород, а может быть, удалось бы перебросить и две.

Сложнее было усилить Варшавский отряд. Это было связано с неустранимыми рисками, возникающими из-за невозможности знать планы германцев, угрожающих наступлением из Восточной Пруссии. Но в принципе, 2-я армия могла «наблюдать» нижний Нарев (чем она в реальности и занималась), находясь не в районе Остроленки, а в Варшавском укрепрайоне. В этом случае 2-я армия отрывалась от Северо-Западного Фронта, но зато получала свободу железнодорожного маневра. Если бы такой план был принят, за 5 дней армия в составе 3 – 4 корпусов оказывалась в Варшаве, объединялась с Варшавским гарнизоном и была готова к наступлению. Имея в своем составе 11 дивизий, она, опираясь на укрепления Новогеоргиевска, могла бы отразить атаку противника на Варшаву с севера и с северо-запада, могла бы надежно прикрыть Нижний Нарев, а в случае атаки германцев в районе Белостока и Гродно, могла бы поддержать соседей всеми силами за 3-4 дня! И, кстати, изолированное положение 2-й армии было бы вполне безопасным (пусть даже генерал Рузский в это не верил). Даже если бы германцы решились наступать двумя армиями с севера и с запада, между ними оказывался крепостной район Новогеоргиевск – Зегрж, его обход задержал бы германцев на 2 – 3 дня, а значит, 2-я армия могла по своему выбору атаковать любую из германских группировок. Если бы германцы наступали одной большой массой, 2-я армия легко могла бы отойти или на юг, или на восток.

Еще интереснее выглядел бы вариант перевозки 2-й армии на реку Равка, откуда можно было бы в два перехода выйти на фланг германцев. Но уж это-то в реалиях 1914 года настоящая фантастика. Однако в любом случае, к 4 – 5 октября, когда завязались бы бои на фронте Радом – Опатов, 2-я армия была бы вполне способна выйти на реку Пилица и навалиться на левый фланг 9-й германской армии. А роль резервов в этой армии могли играть сибирские корпуса, как и в реальности выгружавшиеся в Варшаве с 1 октября, и перебрасываемые из 1-й и 10-й армии дивизии.

Итого, уже к 5 октября в «Битве за Вислу» могли принять участие до 28 русских дивизий против 18 (а при активности русской конницы в районе Лодзи, Томашева и Пьотрокова – 16) немецких дивизий. Разбить противника за неделю, пока он не наладил снабжение, было возможно. Через 15 дней русские бы стояли на Варте и начинали бы осаду Кракова. И понятное дело, операция австрийцев по деблокаде Перемышля была бы сорвана, а может быть их удалось бы разбить в сражении на реке Вислок, если бы большая часть 5-й армии осталась бы в Галиции.

Предыдущее: Исходный русский план.  Следующее: Корректировка русского плана.

Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.

Вернуться в начало раздела: Варшавско-Ивангородская операция.

Метки статьи:


 

Добавьте комментарий.
Их еще мало...
Понравилось? Нажми здесь!!

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)