En
---
Свежее на сайте

Самодержавие как пережиток феодализма
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Положение в конце Карпатской операции.
План наступления от Рузского.

Кило Истории - наш логотип

Восточная Пруссия. Стратегический очерк. Продолжение.

Но германцы не собирались оставлять Восточную Пруссию, а намечали ее активную оборону. В этом им помогали природные особенности прусско-польской границы и особенности коммуникаций в Восточной Пруссии. Во-первых, нужно отметить, что севернее границы между Восточной Пруссией и русской Польшей располагалась гряда возвышенностей, начинавшаяся у излучины Вислы близ Торна (Торуни) и тянувшаяся на северо-восток к излучине Немана у Ковно (Каунаса). Эти возвышенности сами по себе моги играть роль оборонительного рубежа, но они к востоку от долготы Кенигсберга были покрыты густыми лесами, в которых очень мало хороших дорог. Почвы же в этих местах песчаные, что затрудняет движение войск вне дорог. Во-вторых, Восточная Пруссия отличается влажным климатом и сложным рельефом, а потому во многих низменностях там сформировались озера. В общем-то, системы озер прикрывают всю низменную (приморскую) часть региона между Вислой и Кенигсбергом. Но только система Мазурских озер является непреодолимой преградой. Эта система начинается примерно в 50 км юго-западнее Гумбиннена (Гусева) и тянется к юго-западу, практически до бывшей прусско-польской границы. Узкие межозерные перешейки могут обороняться минимальными силами (самый опасный проход у Летцена был перекрыт фортом-заставой), а потому Мазурскре озера полностью перекрывают дорогу от Гродно и Белостока к Кенигсбергу, т.е. направление, по которому русским армиям было проще всего вторгнуться в пределы Восточной Пруссии. Насколько сложной и общирной была система озер можно посмотреть на схеме:

Схема развертывания сил Северо-западного фронта и схема начального этапа Восточно-Прусской операции в 1914 г

Зато для германского контрнаступления эти межозерные перешейки волне годились. И германская армия, выступив из Летцена, могла атаковать русскую армию, пытающуюся использовать другие маршруты вторжения в Пруссию, во фланг. Русским же оставались два основных маршрута вторжения: со стороны Ковно (Каунаса) вдоль нижнего течения Немана; или со стороны Варшавы, между Вислой и Йоханисбургским лесом. Причем германцы готовились к нападению сразу с двух сторон. В-третьих, главная железная дорога провинции (двухколейная) шла от ее юго-восточного угла к северо-западному, причем она проходила севернее и Мазурских озер и отмеченной выше гряды холмов. Эта железнодорожная линия могла быть использована не только для переброски подкрепнений из внутренних провинций Германии, но и для переброски германских войск внутри провинции с фланга на фланг. Правда, пропускной способности этой дороги было недостаточно, чтобы перевозить целиком армейские корпуса, но их артиллерию и артиллерийские парки перебросить с Немана на Вислу можно было в течение суток. Кроме того, имея в своем тылу мощную железную дорогу, германцы почти не нуждались в обозах, а потому могли перемещаться быстрее противника. Вторая важная железная дорога шла из Кенигсберга в Данциг вдоль берега моря. Стратегической дорогой также была одноколейка, шедшая практически вдоль всей границы Восточной Пруссии с Россией. Она была соединена с магистральными дорогами несколькими радиусами и предназначалась для снабжения войск расположенных на границе. Ценность этой дороги проявлялась при проведении наступательных операций.

Предыдущее: Восточно-прусская операция. Стратегический очерк.  Следующее: Восточная Пруссия. Стратегический очерк. Окончание.

Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.

Вернуться в начало раздела: 1-я Восточно-Прусская операция.

Метки статьи:


 

Добавьте комментарий.
Их еще мало...
Понравилось? Нажми здесь!!

Поделиться с друзьями: BK     twit   fb   g+

Также смотрим:

 

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)