Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).
В общем-то, борьба за сухопутный коридор Берлин – Стамбул – Багдад шла и севернее, на Балканах, где дополнительно шла борьбы за судоходство по Дунаю, который до постройки железных дорог являлся главным торговым маршрутом на Балканах. И здесь тоже сталкивались интересы Германии и России, правда Германию явно представляла Австро-Венгрия. При этом ключевым игроком была Румыния, единственная страна, которая могла сделать Болгарию и Сербию сговорчивее при спорах о судоходстве по Дунаю. И одновременно Румынский флот (вернее германо-австрийский под румынским флагом) единственный мог помешать русскому флоту блокировать устье Дуная и не дать русскому флоту осуществлять перевозки военных грузов в Болгарию. В этом тоже заключалась ценность Румынии в качестве союзника Германии на Балканах. И поэтому Румыния долго оставалась союзницей Германии, несмотря на конфликт с Австро-Венгрией. А в случае отпадения Румынии от Тройственного союза возрастала роль Болгарии, которая контролировала и часть Дунайского транспортного коридора, ведущего из России в Сербию, и часть коридора Берлин – Багдад. В тоже время острый территориальный конфликт между Болгарией и Сербией, возникший в результате двух Балканских войн, делал Болгарию склонной выступить на стороне немцев за соответствующую плату.
Проблемными были узлы торговых путей в Европе, проходящие через Северное море и Балтику. Здесь проходила половина торговли Великобритании, такая же часть торговли Германии, примерно треть морской торговли России. А также вся морская торговля малых европейских стран – Дании, Швеции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов. Полностью захватить этот узел морских и сухопутных коммуникаций не могла ни одна из стран Европы, однако на случай возможной войны (не важно с чьим участием) великие европейские державы вынуждены были держать здесь сильный флот, дабы не допустить блокирования морских перевозок. А потому на каждое увеличение флота одной из стран этого региона должны были отвечать и остальные. Вот вам и экономическое обоснование (по крайней мере одно из) гонки морских вооружений в начале 20-го века.
Еще один важнейший узел морских коммуникаций располагался в Юго-Восточной Азии, в районе Сингапура, через который должны были проходить все суда, следующие в Китай, Индокитай, Японию и Корею. Контролировали его, опять же, британцы, которые, фактически, устанавливали правила мореплавания в этом районе. Франция и Япония могли бы бороться с Великобританией за этот узел, но не хотели. (Япония начала борьбу за него в 1930-х). Германия упустила его из виду, так как на самом деле не была готова бороться с Великобританией на море и стремилась быть державой континентальной. А ведь в этом регионе достаточно было привлечь на свою сторону Сиам (Таиланд), потерявший примерно половину территорий под давлением британцев и французов, и взбунтовать мусульман Малайского полуострова, чтобы создать британцам большие проблемы.
Предыдущее: Экономические причины Первой Мировой Войны. Часть 6. | Следующее: Экономические причины Первой Мировой Войны. Часть 8. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Причины Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО