Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Приказ Александра II от 30 августа 1855.
Ввинтовка Лебеля.
В своих воспоминаниях К. А. Мерецков говорит, что занимался разработкой плана военной кампании против Финляндии с конца июня 1939 года и к осени этот план был, в общих чертах, готов. Но одновременно Мерецков вспоминает и то, что уже зимой 1938-1939 года совершил инспекционные поездки вдоль всей границы. После этого он привлек партийные структуры и органы НКВД к строительству транспортной и оборонительной инфраструктуры на финской границе. И о чем это говорит? Ленинградский Округ уже с начала 1939 года был, фактически, на военном положении. А значит, уже план военных действий был набросан, раз под него было начато строительство. Так что целый год Мерецков готовил тот план, который, в итоге, привел к крупному стратегическому провалу зимой 1939 - 1940 года. За провал, кроме Мерецкова, ответственны также Сталин с Ворошиловым, которые одобрили план. В общем-то, по косвенным признакам можно судить, что это было идеей Сталина, распылить собственные войска вдоль финской границы и наступать сразу по пяти направлениям в надежде, что и финны раскидают свои силы, причем сделают это поздно и неверно. Как бы там ни было, в начале войны был реализован план Мерецкова, то есть мы знаем доподлинно, каким был этот план, и именно его мы можем критиковать.
Основной стратегический расчет в плане Мерецкова был сделан на распад финской армии после первого же удара РККА. В общем, это было традиционное предположение, на котором и строилась военная доктрина СССР во времена Ворошилова и Тухачевского. Хотя за три года войны в Испании (с 1936го по 1939й) можно было понять, что данное предположение не всегда состоятельно. Но Мерецков все же принял идею о внутренней слабости Финляндии, а потом эта стратегическая ошибка привела к большой ошибке при определении необходимой численности войск и к ошибкам в оперативных планах.
Но хотя Мерецков неправильно оценил стойкость финнов, ответственность за то, что план был построен на неверной исходной посылке, несут более крупные политические фигуры. Мерецков же был мелкой сошкой: что ему приказали, то он и сделал.
Недооценив силы финнов, Мерецков одновременно переоценил качество финских дорог. Из-за этого был запланирован слишком высокий темп наступления – 20-25 км в сутки (такой темп вообще невозможен для пехоты в условиях шестичасового дня); а также было выделено слишком мало транспорта для снабжения войск. Колесный автотранспорт оказался непригоден для финских дорог, напоминающих тропы, а о гужевом и вьючном транспорте для наступающих войск Мерецков как-то не позаботился. И за это должен нести ответственность он лично. Хотя нужно отметить, что оценить потребности структур снабжения в РККА не умели. Ну не проводил тов. Ворошилов крупных учений в реальной обстановке, на которых можно было проверить возможности службы тыла и других структур!
Крупной ошибкой было недооценивать возможности железных дорог Финляндии по переброске войск. Именно маневрируя по железнодорожным линиям, финны смогли нанести Красной Армии несколько существенных поражений в Карелии. Однако, если бы на Карельском перешейке был бы достигнут к середине декабря успех, у Финляндии не было бы резервов для маневрирования…
Предыдущее: Зимняя война. Так зачем она финнам понадобилась? | Следующее: Покритикуем Мерецкова... (Часть 2) |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО