Замечания по реформе. Часть 3.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
6-фунтовая пушка обр. 1838 г.
Директива 14.10.1914.
Фарман Ф50 (Farman F.50).
Зимняя война продемонстрировала руководству РККА, что обучение войск является наиболее слабым местом армии. Был сделан вывод, что многие неудачи связаны не с общими проблемами армии, а с плохой подготовленностью отдельных частей и подразделений. Также во время разбора событий войны было указано, что неудачи связаны с низким уровнем подготовки командного состава.
Новых требований к боевой подготовке войск было очень много, но в целом их можно свести к тому, чтобы: 1)Время общей военной подготовки одиночного бойца и подготовки по специальности было увеличено за счет занятий, не относящихся напрямую к военному делу. 2) Обучение частей и подразделений велось в более реалистичных и более разнообразных условиях, включая реальную обстановку ночного боя, боя в зимних условия, боя в лесу… Количество практических занятий должно было быть увеличено. 3) Учения и маневры также должны стать более реалистичными (в частности, в тактическом смысле), больше напоминающими военные действия, с меньшим влиянием посредников на их ход.
Стоит отметить, что менялась система оценки результатов обучения войск. Теперь вышестоящим начальникам вменялось в обязанность контролировать и оценивать работу по обучению войск, проводимую нижестоящими. Самообучению войск, создававшему идеальную почву для очковтирательства, пришел конец. И вообще, теперь главнейшей задачей командиров становилось обучение подчиненных.
Было решено перестроить систему подготовки командирских кадров и кадров политработников. В военные училища должны были приниматься лица, отслужившие не менее года срочной службы; в академии должны были поступать лица, имевшие опыт командования ротой, батареей, эскадрильей и т.п. Это было даже более жесткое требование, чем в армии Российской империи.
Командиров запаса должны были готовить в войсках по ускоренной программе во время срочной службы. Перед увольнением в запас они должны были какое-то время исполнять обязанности младшего командира.
Также предполагалось организовать периодическую переподготовку командиров и политработников запаса.
Но из-за недостатка времени до начала ВОВ, из-за низкого престижа военной службы, из-за низкого образовательного уровня населения реализовать большинство этих идей не удалось.
Нужно заметить, что Красная Армия была, во-первых, армией в основании которой находилась мощная коммунистическая идеология; а во-вторых, частью Советского государства и поэтому в ней постоянно существовали две вертикали управления – военная и партийная. Поэтому кардинальные изменения педагогического процесса в армии и всей боевой подготовки требовали изменений в военно-политической сфере.
Уже в апреле 1940 года для повышения общей дисциплины в армии и дисциплины в боевой обстановке было рекомендовано запретить партийным и комсомольским организациям в частях критику командиров и комиссаров этих частей, а также ограничить их право на критику младших командиров. Таким образом, влияние партийной вертикали в армии сокращалось, хотя комиссары и политруки продолжали проводить в войсках линию партии и мешали установлению в ней принципа единоначалия.
Основной же сдвиг в области идеологии был связан со стремлением предать забвению классовую суть РККА, которая заставляла Красную Армию быть инструментом партийной политики. Предполагалось забыть о таких лозунгах, как «Красная Армия вступает на территорию врага, как освободительница…»; «КА существует как непобедимая, всесокрущающая сила»; и вытекающего из них: «Красная Армия будем самой наступательной армией в мире»… Вместо этих лозунгов стали говорить о патриотизме, о необходимости защищать свою страну и интересы своей страны. Причем, вместо абсолютно пассивной военной доктрины, внедрявшейся в сознание масс: «Красная армия существует для защиты границ страны», должна была прийти более активная доктрина.
Вместе с изменением основной идеологии началось изменение процесса воспитания бойцов и командиров. Вместо воспитания «революционной сознательности» началось привитие формальной дисциплины. В качестве примеров для воспитания стали брать не революционеров, а героев предыдущих войн, а это должно было поднять роль военной истории, а заодно истории отдельных полков, дивизий и т.д.
После Финской войны была запущена программа внесения исправлений и дополнений в различные Уставы РККА и другие документы, регламентирующие действия военнослужащих в боевой обстановке и при прохождении службы в мирное время. Тем не менее, переработать все уставы, положения и наставления до большой войны не удалось.
Для обучения войск с 1940 года стали выделять больше патронов, снарядов, моторесурса танков, самолетов и другой техники. Однако, СССР продолжал оставаться страной бедной, и посточнно приходилось делать выбор между сбережением ресурса техники и боевой подготовкой. А поскольку моторесурс был более «вещественным», чем качество подготовки войск, многие войсковые начальники продолжили экономить технику в ущерб подготовки кадров. Потому ВВС РККА продолжали страдать от эпидемии катастроф, а танкисты жгли трансмиссию своих машин. Вообще, нормативы расхода моторесурса были слишком малы, а парк учебных машин был недостаточно велик, чтобы кардинально улучшить ситуацию в области подготовки кадров.
Предыдущее: Уроки, полученные советскими военными. Часть 5. | Следующее: Уроки, полученные советскими военными. Часть 7. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || КорВИО