Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.
Зимняя война продемонстрировала руководству РККА, что обучение войск является наиболее слабым местом армии. Был сделан вывод, что многие неудачи связаны не с общими проблемами армии, а с плохой подготовленностью отдельных частей и подразделений. Также во время разбора событий войны было указано, что неудачи связаны с низким уровнем подготовки командного состава.
Новых требований к боевой подготовке войск было очень много, но в целом их можно свести к тому, чтобы: 1)Время общей военной подготовки одиночного бойца и подготовки по специальности было увеличено за счет занятий, не относящихся напрямую к военному делу. 2) Обучение частей и подразделений велось в более реалистичных и более разнообразных условиях, включая реальную обстановку ночного боя, боя в зимних условия, боя в лесу… Количество практических занятий должно было быть увеличено. 3) Учения и маневры также должны стать более реалистичными (в частности, в тактическом смысле), больше напоминающими военные действия, с меньшим влиянием посредников на их ход.
Стоит отметить, что менялась система оценки результатов обучения войск. Теперь вышестоящим начальникам вменялось в обязанность контролировать и оценивать работу по обучению войск, проводимую нижестоящими. Самообучению войск, создававшему идеальную почву для очковтирательства, пришел конец. И вообще, теперь главнейшей задачей командиров становилось обучение подчиненных.
Было решено перестроить систему подготовки командирских кадров и кадров политработников. В военные училища должны были приниматься лица, отслужившие не менее года срочной службы; в академии должны были поступать лица, имевшие опыт командования ротой, батареей, эскадрильей и т.п. Это было даже более жесткое требование, чем в армии Российской империи.
Командиров запаса должны были готовить в войсках по ускоренной программе во время срочной службы. Перед увольнением в запас они должны были какое-то время исполнять обязанности младшего командира.
Также предполагалось организовать периодическую переподготовку командиров и политработников запаса.
Но из-за недостатка времени до начала ВОВ, из-за низкого престижа военной службы, из-за низкого образовательного уровня населения реализовать большинство этих идей не удалось.
Нужно заметить, что Красная Армия была, во-первых, армией в основании которой находилась мощная коммунистическая идеология; а во-вторых, частью Советского государства и поэтому в ней постоянно существовали две вертикали управления – военная и партийная. Поэтому кардинальные изменения педагогического процесса в армии и всей боевой подготовки требовали изменений в военно-политической сфере.
Уже в апреле 1940 года для повышения общей дисциплины в армии и дисциплины в боевой обстановке было рекомендовано запретить партийным и комсомольским организациям в частях критику командиров и комиссаров этих частей, а также ограничить их право на критику младших командиров. Таким образом, влияние партийной вертикали в армии сокращалось, хотя комиссары и политруки продолжали проводить в войсках линию партии и мешали установлению в ней принципа единоначалия.
Основной же сдвиг в области идеологии был связан со стремлением предать забвению классовую суть РККА, которая заставляла Красную Армию быть инструментом партийной политики. Предполагалось забыть о таких лозунгах, как «Красная Армия вступает на территорию врага, как освободительница…»; «КА существует как непобедимая, всесокрущающая сила»; и вытекающего из них: «Красная Армия будем самой наступательной армией в мире»… Вместо этих лозунгов стали говорить о патриотизме, о необходимости защищать свою страну и интересы своей страны. Причем, вместо абсолютно пассивной военной доктрины, внедрявшейся в сознание масс: «Красная армия существует для защиты границ страны», должна была прийти более активная доктрина.
Вместе с изменением основной идеологии началось изменение процесса воспитания бойцов и командиров. Вместо воспитания «революционной сознательности» началось привитие формальной дисциплины. В качестве примеров для воспитания стали брать не революционеров, а героев предыдущих войн, а это должно было поднять роль военной истории, а заодно истории отдельных полков, дивизий и т.д.
После Финской войны была запущена программа внесения исправлений и дополнений в различные Уставы РККА и другие документы, регламентирующие действия военнослужащих в боевой обстановке и при прохождении службы в мирное время. Тем не менее, переработать все уставы, положения и наставления до большой войны не удалось.
Для обучения войск с 1940 года стали выделять больше патронов, снарядов, моторесурса танков, самолетов и другой техники. Однако, СССР продолжал оставаться страной бедной, и посточнно приходилось делать выбор между сбережением ресурса техники и боевой подготовкой. А поскольку моторесурс был более «вещественным», чем качество подготовки войск, многие войсковые начальники продолжили экономить технику в ущерб подготовки кадров. Потому ВВС РККА продолжали страдать от эпидемии катастроф, а танкисты жгли трансмиссию своих машин. Вообще, нормативы расхода моторесурса были слишком малы, а парк учебных машин был недостаточно велик, чтобы кардинально улучшить ситуацию в области подготовки кадров.
Предыдущее: Уроки, полученные советскими военными. Часть 5. | Следующее: Уроки, полученные советскими военными. Часть 7. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО