En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

9. 12.

Россия 19-го века: новая модернизация. Часть 2.

При Александре II русская промышленность попала в полосу длительной депрессии, вызванной как общемировыми тенденциями развития экономики, так и отменой заградительных торговых пошлин. Это было время очередной большой ломки экономики и больших ошибок.

Разумеется, главным в правление Александра II было освобождение крестьян. Но с экономической точки зрения оно оказалось неполноценным. Крестьянин освободился от помещика, но не получил свободу от общины. Лишь в редких случаях крестьянин, выкупив свой надел, получал землю в полную частную собственность. Почти на 50 лет вопрос о появлении полноценных собственников земли был отложен.

Освободился крестьянин без земли. Ее он еще должен был выкупить у помещика. В результате, ни крестьянин до конца 19-го века не мог инвестировать в сельскохозяйственное производство, так как должен был выкупать землю; ни помещик не желал этого делать, поскольку должен был землю потерять и одновременно получал с крестьян ренту (а в первые годы после реформы крестьяне за свой должны были продолжать работать на барщине и нести другие повинности).

Разумеется, капиталистические отношения в сельском хозяйстве развивались, но слишком медленно. Крестьяне не могли и не хотели превратиться в наемных рабочих, и деньги для ведения своего хозяйства в капиталистическом ключе у них не появились (они даже вынуждены были сокращать покупку промышленных товаров).

В то же время началось строительство железных дорог, но оно было отдано частным компаниям, которым государство предоставляло гарантии (дороги-то строились не cтолько коммерческого, сколько военного назначения). В результате, почти 30 лет отрасль генерировала убытки для казны. Тем не менее, железнодорожное строительство индуцировало новый подъем металлургии, добычи угля, производства машин (паровозов, вагонов, оборудования). Стимулирование строительства железных дорог, в конечном итоге, и стало толчком к полноценной индустриализации, но строительство и содержание дорог стало одной из основных статей государственного бюджета. Поскольку русским железным дорогам предстояло стать самыми протяженными в мире, им требовалось и соответствующее количество рельсов, что привело к постройке крупнейших в мире рельсопрокатных заводов.

Выросли государственные инвестиции также в судостроение и производство оружия. Полноценное перевооружение всей армии и флота нарезным оружием не только потребовало модернизировать все заводы военного ведомства, но и наладить производство высококачественной стали в промышленных масштабах (сотни тонн в годы). Это не только позволило перевооружить армию, крепости и флот к новой войне с Турцией (1877 год), но и обеспечить сталью народное хозяйство.

Другие же отрасли, в частности легкая промышленность, производство сельскохозяйственного инвентаря и машин находились на спаде. Их рост отставал от роста населения из-за давления со стороны импорта, так и из-за падения спроса.


-----

Краткий «золотой век» экономики Российской Империи пришелся на правление Александра III. При нем были вновь введены заградительные таможенные пошлины, которые стимулировали рост внутреннего производства (но главное накопление золотого запаса и наполнение казны). Хотя в период правления Александра III Российская Империя ни с кем не воевала, уровень военных расходов был гораздо выше, чем в предыдущее и последующее царствование. Достаточно отметить воссоздание Черноморского флота, его береговой инфраструктуры и системы обороны побережья Черного моря.

Ограничения на импорт топлива и металла привели к росту производства в угольной и металлургической отраслях в пять раз с 1887 по 1900 год. За этот же период протяженность железных дорог удвоилась (причем железные дороги потребляли до четверти всего металла производимого в стране). Фактически возникла нефтяная промышленность, занимавшаяся добычей нефти ее переработкой на керосин (осветительный) и бензин.

Уровень развития этих отраслей (по производительности труда и качеству продукции) находился на мировом уровне. В начале 20-го века Россия была ведущим производителем нефти и нефтепродуктов в мире. Сталь также была предметом экспорта (так же как и изделия из нее).

Быстро развивалась и легкая промышленность. В Российской империи (окончательно) сложились два новых промышленных района, выросших вокруг текстильных предприятий – Лодзинский и Ивановский. Их население выросло за вторую половину 19-го века в 10 – 15 раз. Внутренний спрос на хлопчато-бумажные ткани был удовлетворен, часть продукции экспортировалась. При этом Ивановские текстильные фабрики постепенно переходили на хлопок из Средней Азии, стимулируя развитие капиталистической экономики и в этом регионе.

Отдельной историей была сильнейшая монополизация в промышленности и контроль над многими промышленными предприятиями со стороны иностранного капитала. Государство не боролось с монополиями, следуя германскому образцу. И это было оправдано во многих отраслях, но нужен был государственный контроль. А контроля не было. Потому, например, несмотря на рост цен на нефть и керосин, никакого роста в этой отрасли с 1901 года не было. А картельные соглашения между металлургическими предприятиями вели к снижению качества продукции.

Тем не менее, в течение последнего десятилетия 19-го века темп роста промышленного производства превышал 10%, а численность рабочих промышленности росла лишь немногим медленнее.

Предыдущее: Россия 19-го века: новая модернизация. Часть 1.  Следующее: Россия 19-го века: новая модернизация. Часть 3.

Cодержание: Экономическая история цивилизации.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)