Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.
При Александре II русская промышленность попала в полосу длительной депрессии, вызванной как общемировыми тенденциями развития экономики, так и отменой заградительных торговых пошлин. Это было время очередной большой ломки экономики и больших ошибок.
Разумеется, главным в правление Александра II было освобождение крестьян. Но с экономической точки зрения оно оказалось неполноценным. Крестьянин освободился от помещика, но не получил свободу от общины. Лишь в редких случаях крестьянин, выкупив свой надел, получал землю в полную частную собственность. Почти на 50 лет вопрос о появлении полноценных собственников земли был отложен.
Освободился крестьянин без земли. Ее он еще должен был выкупить у помещика. В результате, ни крестьянин до конца 19-го века не мог инвестировать в сельскохозяйственное производство, так как должен был выкупать землю; ни помещик не желал этого делать, поскольку должен был землю потерять и одновременно получал с крестьян ренту (а в первые годы после реформы крестьяне за свой должны были продолжать работать на барщине и нести другие повинности).
Разумеется, капиталистические отношения в сельском хозяйстве развивались, но слишком медленно. Крестьяне не могли и не хотели превратиться в наемных рабочих, и деньги для ведения своего хозяйства в капиталистическом ключе у них не появились (они даже вынуждены были сокращать покупку промышленных товаров).
В то же время началось строительство железных дорог, но оно было отдано частным компаниям, которым государство предоставляло гарантии (дороги-то строились не cтолько коммерческого, сколько военного назначения). В результате, почти 30 лет отрасль генерировала убытки для казны. Тем не менее, железнодорожное строительство индуцировало новый подъем металлургии, добычи угля, производства машин (паровозов, вагонов, оборудования). Стимулирование строительства железных дорог, в конечном итоге, и стало толчком к полноценной индустриализации, но строительство и содержание дорог стало одной из основных статей государственного бюджета. Поскольку русским железным дорогам предстояло стать самыми протяженными в мире, им требовалось и соответствующее количество рельсов, что привело к постройке крупнейших в мире рельсопрокатных заводов.
Выросли государственные инвестиции также в судостроение и производство оружия. Полноценное перевооружение всей армии и флота нарезным оружием не только потребовало модернизировать все заводы военного ведомства, но и наладить производство высококачественной стали в промышленных масштабах (сотни тонн в годы). Это не только позволило перевооружить армию, крепости и флот к новой войне с Турцией (1877 год), но и обеспечить сталью народное хозяйство.
Другие же отрасли, в частности легкая промышленность, производство сельскохозяйственного инвентаря и машин находились на спаде. Их рост отставал от роста населения из-за давления со стороны импорта, так и из-за падения спроса.
Краткий «золотой век» экономики Российской Империи пришелся на правление Александра III. При нем были вновь введены заградительные таможенные пошлины, которые стимулировали рост внутреннего производства (но главное накопление золотого запаса и наполнение казны). Хотя в период правления Александра III Российская Империя ни с кем не воевала, уровень военных расходов был гораздо выше, чем в предыдущее и последующее царствование. Достаточно отметить воссоздание Черноморского флота, его береговой инфраструктуры и системы обороны побережья Черного моря.
Ограничения на импорт топлива и металла привели к росту производства в угольной и металлургической отраслях в пять раз с 1887 по 1900 год. За этот же период протяженность железных дорог удвоилась (причем железные дороги потребляли до четверти всего металла производимого в стране). Фактически возникла нефтяная промышленность, занимавшаяся добычей нефти ее переработкой на керосин (осветительный) и бензин.
Уровень развития этих отраслей (по производительности труда и качеству продукции) находился на мировом уровне. В начале 20-го века Россия была ведущим производителем нефти и нефтепродуктов в мире. Сталь также была предметом экспорта (так же как и изделия из нее).
Быстро развивалась и легкая промышленность. В Российской империи (окончательно) сложились два новых промышленных района, выросших вокруг текстильных предприятий – Лодзинский и Ивановский. Их население выросло за вторую половину 19-го века в 10 – 15 раз. Внутренний спрос на хлопчато-бумажные ткани был удовлетворен, часть продукции экспортировалась. При этом Ивановские текстильные фабрики постепенно переходили на хлопок из Средней Азии, стимулируя развитие капиталистической экономики и в этом регионе.
Отдельной историей была сильнейшая монополизация в промышленности и контроль над многими промышленными предприятиями со стороны иностранного капитала. Государство не боролось с монополиями, следуя германскому образцу. И это было оправдано во многих отраслях, но нужен был государственный контроль. А контроля не было. Потому, например, несмотря на рост цен на нефть и керосин, никакого роста в этой отрасли с 1901 года не было. А картельные соглашения между металлургическими предприятиями вели к снижению качества продукции.
Тем не менее, в течение последнего десятилетия 19-го века темп роста промышленного производства превышал 10%, а численность рабочих промышленности росла лишь немногим медленнее.
Предыдущее: Россия 19-го века: новая модернизация. Часть 1. | Следующее: Россия 19-го века: новая модернизация. Часть 3. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО