Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Модель парохода Бессарабия (1843).
Парижский трактат 1856.
15-см пушка обр. 1915 г. (40 кал.)
25. 1.
Бомбардировка Свеаборга, предпринятая союзным флотом на Балтике в период с 28 июля (9 августа) по 30 июля (11 августа) 1855 года, стала крупнейшим сражением на Балтийском театре в указанному году. Нельзя сказать, что бомбардировка была совершенно неудачной, но ее результаты были гораздо меньше, чем ожидали политики в Англии и английская публика. Береговые батареи Свеаборга в ходе бомбардировки не пострадали, потери с русской стороны были в районе 250 человек, а вот союзная эскадра потеряла как минимум одно небольшое судно, и еще несколько нуждались в серьезном ремонте.
Морская крепость Свеаборг, которая прикрывала входы на рейд Хельсинки, стала второй по значимости целью союзников во время Балтийской кампании 1855 года. Дело в том, что и сама крепость была ценной (т.е. ее уничтожение было большой победой), и прикрывала важнейший город, и одновременно была базой для 1/3 Балтийского флота. Таким образом, союзники могли нанести России очень сильный удар. И даже если бы они решили поставленную задачу процентов на 10, это был бы неплохой результат.
Свеаборгская крепость располагалась на 7 скалистых островах у входа на рейд Хельсинки. Большие суда могли зайти на рейд только через два прохода между островами, один из которых имел ширину около 200 метров, другой – около 100. И эти проходы были прикрыты мощными батареями и бастионами, построенными из местного гранита. Батареи имели на вооружении около 300 тяжелых морских орудий, также имелось около 500 полевых орудий для защиты самого Хельсинки и для отражения десантов. Ближние подступы к Свеаборгу были прикрыты минными заграждениями, а восточные входы на рейд (недоступные для больших кораблей) – затопленными корпусами старых судов. Кроме береговой артиллерии в обороне Свеаборга должны были принять участие и корабли Балтийского флота. Линейный корабль «Россия» встал у пролива Густавсверд. Линейный корабль «Иезекиль» расположился около западного входа на рейд.
Перед тем, как предпринять атаку на Свеаборг, союзный флот собрался у острова Нарген. Всего под командованием английского адмирала Р. Дандаса было 75 вымпелов, включая специальные корабли для атаки укреплений – плавучие батареи, пушечные канонерки и мортирные канонерки, получившие название «бомбарды». План атаки предполагал не подставлять под огонь русских наиболее ценные суда эскадры. Вместо этого планировалось вести огонь с предельной дистанции, а вперед выслать канонерки, а также провести бомбардировку укреплений с сухопутных батарей, построенных на малых островах южнее Свеаборга.
Союзный флот покинул остров Нарген 25 июля (6 августа) 1855 года и на следующий день весь собрался у Свеаборга, встав на якорь в 3,5 – 4 км от укреплений. Суда, назначенные для атаки, выстроились в первой линии, на расстоянии 2,8 – 3 км. Правым крылом против форта Густавсверт и батарей на Валлисаари, левым против острова Вестерсварта (Лянси-Муста).
Союзники подготовили строительство и построили в течение ночи на 28 июля (9 августа) из мешков с землей батарею на острове Абрамсгольм (Абрахаминлуото) на растоянии 2,4 км от форта Густавсверт. Таким образом, стрелять союзники начинали с предельных дистанций. По опыту осады Севастополя можно считать, что огонь должен был быть неэффективен. С такой дистанции гладкоствольные орудия не могли разрушить даже земляные укрепления, не говоря уже о прочных каменных казематах. Надежда атакующих была лишь на то, что удачными попаданиями получится взорвать порох на батареях, после чего можно будет попытаться выловить мины.
Предыдущее: Кронштадтские мины. | Следующее: Бомбардировка Свеаборга 1855. Часть 2. |
Cодержание: Крымская война 1853 - 56.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО