En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Итоги освобождения крестьян. Часть 3.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Модель парохода Бессарабия (1843).
Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Часть 4.
15-см пушка обр. 1915 г. (45 кал.)

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

10. 2. 1915. - Началась Праснышско-Ломжинская операция.

Русский флот. Часть 1.

Военно-морские силы Российской Империи в первую очередь существовали для охраны собственных берегов от нападения ближайших соседей. Такой взгляд на флот сложился еще при Павле I, который установил, что Черноморский флот должен сильнее флота Турции, а Балтийский флот – сильнее суммарных сил Швеции и Дании. Больших амбиций русский флот не имел, бороться за господство в Мировом океане совершенно не собирался. Поэтому он не был и не мог быть готов к борьбе с флотами таких «морских держав», как Франция и Великобритания. Этим вполне объясняется тот факт, что в течение Крымской войны ничто из высшего руководства страны и флота не гнал моряков в море, чтобы дать бой врагам.

 

Основными задачами русского флота были: 1) Охрана собственных берегов (в основном на Черном и Балтийском морях, важное Белое море было почти забыто). 2) Поддержка армии в случае войн на Черном море и на Балтике (перевозка войск, снабжение, организация небольших десантов, блокада портов), при этом лидером в совместных операциях должна была стать армия, которая без помощи флота могла осуществить вторжение как в Швецию, так и в Турцию. 3) Обеспечение безопасности судоходства и торговли. На основных театрах русский флот должен был лишь отгонять врага от своих баз, и только на Тихом океане небольшая русская эскадра должна была активно защищать собственные торговые суда. 4) Представительство (т.е. перевозка на судах военно-морского флота членов Императорской семьи, послов, специальных представителей и так далее, а также демонстрация флага). 5) Географические исследования.

Из списка задач русского флота мы видим, что у него не было необходимости выходить в океан большими силами. Более 95% русского флота постоянно находились в небольших морях (Балтийском, Черном и Белом). При этом только в Черном море моряки выходили в море круглогодично, а примерно 60% флота полгода проводило в замерзших гаванях Кронштадта и Хельсинки. Уже одного этого факта достаточно, чтобы понять, что русский флот никак не мог противостоять на равных эскадрам морских держав, если их силы будут сопоставимы с русскими.

 

Технически русский флот со времен Петра I старался не отставать от лучших флотов мира. Особенно это относилось к корабельной артиллерии, которая в России не уступала иностранной. В этой области иностранные новинки быстро перенимались, да и собственные разработки были не хуже иностранных. Другое дело строительство корпусов судов и судовых машин. Здесь Российская империя закономерно и сильно отставала от своих противников по Крымской войне. Поскольку Россия сама почти не строила купеческие суда, то не было развитой инженерной школы, как не было и поля для судостроительных экспериментов. Поэтому новинками для русского флота становились купленные за границей чертежи судов. Аналогично за границей приобретались чертежи паровых машин и котлов. Нередко и постройка современных судов заказывалась на иностранных вервях. А при строительстве судов на собственных верфях использовались только проверенные временем и иностранным опытом технологии. Поэтому-то русский флот и опоздал с массовым переходом к паровым кораблям.

В целом, относительно всего русского флота нужно отметить не самое хорошее состояние судов, которые сильно страдали во время зимнего простоя; невысокий уровень подготовки экипажей, а также большое количество береговой инфраструктуры на балансе флота, необходимой для проживания членов экипажей между навигациями и для их начальной подготовки, для ремонта судов и так далее. Соответственно и для поддержания этой инфраструктуры было нужно очень много людей, из списочного состава всего флота на берегу служило более 40%.

Предыдущее: Заключение.  Следующее: Русский флот. Часть 2.

Cодержание: Крымская война 1853 - 56.

Вернуться в начало раздела: Русский флот.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)