Про крепостничество в России. Часть 2.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Русский 1/2-пудовый единорог обр. 1805 г.
Инструкция для приема артиллерийских орудий. Часть 1.
Эрко ДХ-4 (Airco DH.4).
9. 11.
В течение ночи в Синопе продолжались пожары, а на рейде горели и взрывались турецкие суда.
В течение ночи и следующего дня русские моряки занимались ремонтом сильно поврежденных судов. Объединенная эскадра покинула Синоп 20 ноября (2 декабря), а 22 ноября (4 декабря) вернулась в Севастополь. Сильный ветер и волнение моря не помешали переходу поврежденных кораблей, правда «Императрица Мария», «Три Святителя» и «Ростислав» буксировались пароходами.
Разгром турецкого флота был полный. 15 боевых и транспортных судов было потоплено или сожжено. Более 3 тысяч человек было убито или ранено. 200 турецких моряков во главе с адмиралом Осман-пашой и двумя капитанами сдались в плен. С русской стороны не был потерян ни один корабль, хотя все участвовавшие в бою корабли нуждались в серьезном ремонте. Общее число пробоин на русских кораблях приближалось к 500. Среди личного состава потери достигли всего лишь 37 убитых и 233 раненых.

Победа была яркой и славной, но бессмысленной, так как русская армия на Кавказе не воспользовалась в течение зимы 1853 – 54 ее плодами. И одновременно английское и французское правительства использовали победу русского флота при Синопе для ввода своих сил в Черное море (с приказом не давать русским кораблям покидать порты и одновременно конвоировать турецкие транспорты), а затем для объявления войны России. Против англичан и французов русские не решились действовать активно, заняв такую же позицию, как турки перед Синопом. И это странно, поскольку русский флот при Синопе и в предыдущих боях показал себя очень хорошо. Команды действовали слаженно и при маневрировании и в бою (при борьбе с пожарами и при исправлении повреждений); русские канониры стреляли быстро (за час боя было сделано более 30 залпов, что в боевых условиях очень много, а всего было сделано порядка 16,5 тысяч выстрелов), хотя и не очень точно.
Именно превосходство в стрельбе артиллерии и стало залогом победы. Наличие двух пароходов ничем турецкой стороне не помогло. Пароходы, конечно, были маневреннее и подвижнее парусников (что Синопское сражение и показало), но они имели сильно ограниченную автономность и низкую надежность, плюс для разведения паров нужно было время (час и более). К тому времени, когда турецкие пароходы были готовы выйти в море, сражение уже было проиграно. А постоянно поддерживать пары и держать пароходы в море турки не могли, чтобы не сжечь уголь и котлы, а также не повредить машины.
Таким образом, последнее сражение парусников на море показало, с одной стороны, превосходство пара над парусом; но с другой стороны пароходы еще не были готовы завоевать океан (и их капитаны тоже не были готовы к сражениям в открытом море). Парусники при поддержке буксирных пароходов вполне могли атаковать на стоянке вражеский конвой, охраняемый пароходами, и имели бы неплохие шансы на успех.
Хотя атака Черноморского флота на суда, стоявшие на Синопском рейде, противоречила инструкциям из Петербурга, победители были награждены. П. С. Нахимов получил орден Св. Георгия 2-й степени; Ф. М. Новосильский получил орден Св. Георгия 3-й степени, В. И. Истомин был произведен в контр-адмиралы. А. С. Меншиков за свои действия, поставившие Николая I и русскую дипломатию в неловкое положение, наказан не был.
| Предыдущее: Синопское сражение. Часть 3. | Следующее: Дипломатические усилия. Часть 1. |
Cодержание: Крымская война 1853 - 56.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу ||РНАВ-пр || КорВИО