Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.
Невероятно успешный самолет был создан Э. В. Ро (создателем и владельцем фирмы Авро) в 1913 году. На базе менее удачных бипланов моделей 500 – 503 была разработано новая машина с новым мотором, которая первоначально была неплохим аэропланом для разведки и бомбардировки вражеских ближних тылов. Но очень быстро она была переведена в разряд учебных, где и раскрыла свой потенциал, прослужив более 20 лет.
Итак, Авро 504 (Avro 504) – легкий двухместный биплан, совершивший первый полет 18 сентября 1913 года и вскоре принятый на вооружение британской армией и военно-морским флотом. Как минимум до конца 1914 года, данный аэроплан использовался британцами на Западном фронте в качестве разведчика и бомбардировщика. Потом он был переведен в учебные, но в 1917 – 18 годах также применялся как ночной истребитель для охраны берегов Великобритании. Но все же главной для Авро 504 была работа тренажером. И учебной машиной оставался как минимум 20 лет, а эксплуатировалась все 25.
Первоначально Авро 504 был построен на базе 7-цилдиндрового мотора с вращающимся блоком цилиндров Гном Лямбда (объем 11,8 литров, весом 96 кг и мощностью 80 л.с.). Позднее на Авро 504 стали ставить более мощные моторы Гном Моносупап (объем 12,8 л, вес 137,5 кг, мощность 100 л.с.; это был самый распространенный вариант), Клерже 9В (мощность 130 л.с.), Ле Рон 9J (мощность 110 л.с.), Бентли BR1 (мощность 150 л.с.) и звездообразный неротационный мотор Армстрон Сидделей Линкс (мощность 160 л.с.).
Авро 504 был бипланом с равным размахом (10,97 м) и одинаковой формой крыльев, имел две пары крыльевых стоек с каждой стороны, плюс центральные стойки. Общая площадь крыльев составляла 30,66 кв. м. Верхнее крыло было смещено вперед на 0,4 ширины. На обоих крыльях имелись очень большие элероны (от средней стойки до конца крыла), соединенные между собой парой тросов, а управление элеронами шло через верхнее крыло. Сами крылья были тонкими, края были немного выше центра. Весь каркас был деревянным и покрывался тканью.
Фюзеляж был длинный (8,97 м). Металлическим в нем был только капот и крепление двигателя. Остальное было деревянным и покрывалось тканью. Первоначально сечение фюзеляжа было прямоугольным, но в более поздних моделях верх все более скруглялся. Две пилотские кабины находились в районе нижнего крыла, а перед ними находились топливные баки.
Машина имела большой по площади прямоугольный стабилизатор с крупными рулями высоты. При этом она не имела киля, а руль высоты имел форму запятой, т.е. единственным из рулей был уравновешенным.
Таким образом, Авро 504 не был особенно маневренным, но большая площадь рулей и удаленность их от центра масс позволяла исправлять ошибки пилотирования.
Интересной была конструкция шасси. Кроме двух колесных стоек имелась длинная противокапотажная лыжа, крепившаяся к моторной раме и к фюзеляжу между кабин треугольными стойками. В результате, разбить машину при посадке тоже было очень сложно. Но малое расстояние между колесами делало Авро 504 неустойчивым на земле при боковом ветре.
Аэроплан был достаточно легким для двухместного. Масса пустого с мотором Ле Рон 9J составляла 558 кг, а максимальный взлетный вес 830 кг. С мотором Гном масса машины была примерно на 10 кг меньше.
Летные характеристики у Авро 504 были неплохими. Максимальная скорость у земли с мотором Ле Рон 9J составляла 153 км/ч, что сопоставимо со скоростью других легких бомбардировщиков начала ПМВ, потолок достигал 4,9 км. Скороподъемность достигала 215 м/мин. Дальность полета составляла около 300 км.
Вооружения машина не имела, но в варианте ночного истребителя она вооружалась одним пулеметом Льюис на верхнем крыле. На борт можно было взять до 37 кг бомб.
В целом, Авро 504 был слабым бомбардировщиком, плохим истребителем и посредственным разведчиком, но оставался хорошим учебным самолетом. Его недостатками в этом отношении были достаточно высокая посадочная скорость (при 64 км/ч машина уже сваливалась) и ротационный мотор (он медленно реагировал на желание пилота уменьшить или увеличить обороны, а также давал заметный гироскопический эффект).
Производились Авро 504 более чем 10 заводами в Великобритании, а также по лицензии в Бельгии, Австралии, Канаде, Аргентине, Мексике и Японии. Без всякой лицензии в СССР был скопирован трофейный Авро 504, и произведено было до 700 машин под названием У-1. Всего было произведено примерно 11,3 тысяч машин, из них более 8 тысяч в годы Первой мировой. Эксплуатировался данный аэроплан не менее чем в 35 странах по всему миру. Последние Авро 504 были списаны только в 1938 году в Аргентине, когда полностью морально устарели. До настоящего времени дошло 10 экземпляров, плюс несколько десятков реплик. Авро 504 в общей сложности имел около 30 модификаций, отличавшихся двигателем, конструкцией капота, конструкцией шасси и т.д. Среди них было два одноместных истребителя с пулеметным вооружением и с дополнительным топливным баком.
Предыдущее: Японская 12-см гаубица Тип 38. | Следующее: 7.7-см зенитная пушка Рейнметалл. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО