Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Модель парохода Бессарабия (1843).
Парижский трактат 1856.
15-см пушка обр. 1915 г. (40 кал.)
Еще с 1911 года британский производитель РАФ экспериментировал с постройкой аэропланов с толкающим винтом, копируя знаменитые Фарманы. Дважды эта схема была отвергнута, но летом 1914 года именно она была признана наилучшей для самолета, на котором будет установлен пулемет. При этом англичане почему-то посчитали, что пулемет надо устанавливать на большой двухместный самолет (Сопвич Ганбас был таким же). В результате, получилась большая универсальная машина, способная вести воздушный бой, разведку и бомбардировку вражеских позиций.
Разработанный в 1914 году РАФ ФЕ2 (Royal Aircraft Factory /RAF/ F.E.2) совершил первый полет в январе 1915 года и вскоре был принят на вооружение. Но основной моделью в серии стал упрощенный вариант – РАФ ФЕ2б. Эта машина оказалась не только эффективна в воздушном бою, но и использовалась в качестве легкого бомбардировщика. В течение последних двух лет войны РАФ ФЕ2 использовались почти исключительно как ночной бомбардировщик.
Первоначально РАФ ФЕ2 был построен на базе 120-сильного мотора Beardmore-120 (это был 6-цилиндровый рядный мотор водяного охлаждения объемом 13,15 л и массой 247 кг). Пиковая выдаваемая им мощность достигала 154 л.с. Тем не менее, с 1916 года на РАФ ФЕ2б устанавливались моторы Beardmore-160, имевшие массу 279 кг, объем 16,64 литра, номинальную мощность 160 л.с. и пиковую мощность 186 л. с. На выпускавшийся со второй половины 1916 года РАФ ФЕ2д устанавливался мотор Rolls-Royce Eagle, 12-цилиндровый V-образный мотор водяного охлаждения мощностью 250 л.с.; устанавливались и другие моторы со сходными характеристиками. Заметим, что все эти моторы рассчитаны на 4-лопастной воздушный винт.
Крылья машина имела схожие по конструкции со всеми другими самолетами РАФ (традиционно закругленные концы), но большой размах и большая масса машины заставили установить три пары стоек на каждом крыле. При этом до первой стойки крыло было горизонтальным, потом шло вверх под углом около 2 градусов. Для маневрирования на концах верхних и нижних крыльев имелись элероны, по длине достигающие половины расстояния между первыми и вторыми с краю стойками. Размах крыльев составлял 14,55 м; их площадь 45,9 кв. м.
Как и у всех машин с толкающим винтом, у РАФ ФЕ2 не было фюзеляжа только кабина пилотов с моторной гондолой. Кабина, кстати, отличалась от других машин тем, что пилот сидел не просто позади наблюдателя, а заметно выше последнего. А за головой пилота у поздних РАФ ФЕ2 находился радиатор. Под моторной гондолой первоначально находился воздушный тормоз для снижения посадочной скорости, но после первой серии машин и испытаний в войсках от него отказались.
Первоначально самолет имел три колеса шасси под кабиной пилотов на сложной системе стоек, причем среднее колесо было выдвинуто далеко вперед, чтобы машина не капотировала. Однако, начиная с РАФ ФЕ 2б, конструкторы перешли к простому двухколесному шасси на V-образных стойках.
Традиционно к хвостовому оперению шли 4 рейки от внутренней пары крыльевых стоек. Эти рейки соединялись 2 парами вертикальных стоек; в районе задней пары вертикальных стоек имелись горизонтальные стяжки. В хвостовом оперении имелся овальный руль высоты (частично уравновешенный), расположенный ниже горизонтальных стабилизаторов и небольшой треугольный киль над ними, изначально задуманный как стойка для поддержки стабилизаторов.
Машина получилась очень крупной – длина 9,83 м, высота – 3,86 метра, масса пустого (для РАФ ФЕ2б) – 935 кг, максимальный взлетный вес – 1.378 кг.
А летные характеристики получились не самыми хорошими. Максимальная скорость на уровне моря – всего 147 км/ч (и установка более мощного мотора ее почти не увеличила). Скороподъемность около 150 м/мин; потолок – всего 3,4 км.
В общем, у РАФ получилась тяжелая и медленная машина с достаточно низкой маневренностью, но все компенсировалось мощным вооружением. Ранние машины были вооружены одним пулеметом у наблюдателя на шворневой установке. Затем был добавлен пулемет у пилота (первоначально для стрельбы выше головы наблюдателя), но он чаще использовался для обороны задней полусферы наблюдателем, которому приходилось вставать на сиденье в своей кабине. У RAF F.E.2d появилось еще два курсовых пулемета управляемых пилотом. В варианте бомбардировщика на борт можно было взять до 235 кг бомб, но реально брали в два раза меньше. Вариант RAF F.E.2h вообще имел на вооружении безоткатную 57-мм пушку для стрельбы по наземным целям.
В результате, РАФ ФЕ2 был неплохим самолетов в 1915 – 16 годах, когда они неплохо боролись с германскими Айндекерами. В это время было выпущено около полутора тысяч таких машин. Но затем они стали проигрывать новым германским истребителям, несмотря на более сильные моторы. Поэтому до конца Мировой войны было выпущено лишь 2,4 тысячи разных вариантов РАФ ФЕ2. Они стояли на вооружении британской армии, армий британских доминионов и США. После войны 35 машин были проданы в Китай. До нашего времени сохранилась лишь одна, причем часть деталей у нее неродные.
Предыдущее: 15-см пушка обр. 1916 г. Крупп. | Следующее: 15-см пушка обр. 1915 г. (40 кал.) |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО