En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Всеволод Юрьевич Большое гнездо.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Схема Инкерманского сражения.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Ли - Энфилд.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

12. 10. 1914. - Начало боев на Козеницком плацдарме.
12. 10. 1917. - Германцами начата Моонзундская операция.

Русская 305-мм осадная гаубица обр. 1915 года.

Россия к началу Мировой войны не имела сухопутных осадных гаубиц и мортир, кроме производимых Шнейдером, зато имелись морские гаубицы, в том числе разработанные перед войной 12-дюймовые Обуховского завода. Эти орудия были разработаны в 1912 – 14 годах, а в июле 1915 года после испытаний морские орудия были признаны годными и для нужд армии. В августе 1915 года первые 8 орудий были заказаны Обуховскому заводу и стали самыми мощными орудиями русской армии, но одновременно и самыми неповоротливыми.

Итак, 305-мм гаубица обр. 1915 года была тяжелым осадным или береговым орудием, предназначенным для разрушения бетонированных (и бронированных) сооружений на расстоянии до 13,5 км. Орудие было слишком массивным и слишком ценным, поэтому использовалось редко, хотя и пережило две мировые войны.

Фотография: 305-мм осадная гаубица обр. 1915 года (Обуховского завода) в музее Санкт-Петербурга
Полностью сохранившаяся 12-дюймовая осадная гаубица обр 1915 года. На врезке – затвор этого же орудия.
 

Ствол орудия, который производился исключительно на Обуховском заводе, больше всего напоминал ствол морской пушки. Он состоял из внутренней трубы, кожуха и скрепляющих колец в казенной части с массивным замковым кольцом, к которому крепились штоки цилиндров откатных механизмов. Затвор орудия был поршневым, открываемым и закрываемым в два движения, но открывался он с помощью специального привода. Длина ствола составляла 20 калибров (это много для гаубицы времен ПМВ), внутри было96 (?) нарезов.


-----

Являясь береговым орудием, 305-мм гаубица обр. 1915 года имела хорошую баллистику. Гаубица могла использовать фугасные гранаты весом 332 кг, 377 кг и 471 кг. Более легкому снаряду можно было придать скорость 442 м/с, что позволяло метнуть ее на 13,47 км. Однако орудие обладало невысокой скорострельностью. Картузное заряжание и необходимость опускать ствол для зарядки с применением желоба и тележки, а также массивность затвора и всего орудия не позволяли делать осадному орудию более одного выстрела за три минуты. Но на электрифицированных береговых батареях скорострельность могла быть значительно выше (около 1 выстрела в минуту).

Ствол располагался в кольцевой люльке, в которой также располагались гидравлический тормоз отката, гидропневматический накатник и гидравлический компенсатор. Регулировки длины откатка не было, сама длина была около метра.

Люлька имела цапфы и качалась на них на массивном станке, напоминающем удлиненный мортирный станок. А он в свою очередь поворачивался вокруг вертикальной оси в передней части, опираясь задней частью на фундаментную раму. Такая конструкция была слишком тяжелой для осадного орудия, однако годилась для берегового, к тому же обеспечивала большой диапазон наведения: поднять ствол можно было минимального нуля до 58 градусов, а повернуть орудие было можно на 30 градусов в каждую сторону. Производством лафетов занимался Петроградский металлический завод.

 

12-дюймовая гаубица обр. 1915 года получилась очень тяжелой: ее вес на позиции (без учета тележек для снарядов и узкоколейной железной дороги) достигал 63,9 тонны, что вдвое больше, чем у 12-дм мортир Шкода при сравнимой баллистике. Перевозить гаубицу можно было лишь по железной дороге, причем от железнодорожной станции до выбранной позиции должна была быть проложена узкоколейка. По ней к месту сборки перевозились деревянное основание, фундаментная рама, лафет, люлька, ствол. Отдельно перевозились домкраты для сборки гаубицы, таль для снарядов и снарядные тележки. В итоге, все перевозимое имущество весило до 100 тонн, т.е. 4 двухосных вагона. Сборка орудия вместе с земляными работами и строительством узкоколейки могла занять до недели. На разборку и погрузку в вагоны требовалось до суток.


-----

Сколько орудий было произведено, точно не известно. Заказано было 48 сухопутных гаубиц и не менее 8 для береговой обороны. Произведено было не менее 42, но не более 48, если было завершено изготовление орудий, которые не были сданы до Октябрьской революции. Несмотря на то, что 12-дюймовые гаубицы Обуховского завода были самыми ценными орудиями, русская армия неоднократно их теряла, в частности под Ригой. А вот по назначению они работали только во время ВМВ, в частности при штурме Кенигсберга. До настоящего времени сохранилась полноценная гаубица в Санкт-Петербурге и ствол орудия в Польше.

Таким образом, 305-мм гаубица обр. 1915 года была не самым удачным орудием, уступавшим конкурентам по подвижности и бывший слишком массивным для своего калибра. Лучше всего данное орудие подходило для осады крепостей, но в ходе Первой мировой они обычно стреляли по полевым укрепления в глубине вражеской обороны, батареи и инфраструктурные объекты в тылу. А это чаще всего было бессмысленным расходованием крайне дорогих снарядов и вело к неоправданному износу стволов. В целом, 12-дюймовые гаубицы делали работу 8-дюймовых гаубиц и 6-дюймовых пушек.

Предыдущее: Сопвич Пап (Sopwith Pup).  Следующее: Сопвич Триплан (Sopwith Triplane).

Cодержание: Первая Мировая Война.

Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)