En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Александр Иванович Литвинов.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Битва на Сомме. Средина августа.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
6-дюймовая пушка 1910 года.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

27. 10. 1914. - Прекращение немцами Варшавско-Ивангородской операции.

Итоги Краковско-Ченстоховской операции. Часть 2.

Пожалуй, мы все же можем считать, что русская армия вновь смогла одержать тактическую победу над австрийцами, несмотря на их численное превосходство. Тем не менее, после завершения операции и отхода русских в начале Битвы на четырех реках союзники смогли выиграть пространство и добились психологической победы, выразившейся в подавленном настроении в русской армии и в ее неуверенности в собственных силах.

Оперативного успеха, хотя и неполного, тоже добились русские. Они полностью сорвали наступательные планы противника (отразив его атаки на армии ЮЗФ и не дав австрийским войскам вмешаться в Лодзинское сражение), вклинились во вражескую линию обороны и смогли обойти Краков с севера и с юга. Продолжив наступление после перегруппировки, чего в реальности не случилось, русские вполне могли блокировать Краков, а затем взять его.

Стратегически Центральные Державы одержали полную победу. Австрийцы смогли выиграть время необходимое для перегруппировок и перевозки германских войск. А потом, из-за прибытия целой германской армии с Западного фронта, вторжение русских в Германию не состоялось; австрийская армия не была окончательно разгромлена; Краков был спасен от захвата русскими. Плюс к тому русские отдавали пространство и инициативу, а значит, и опасность нового вторжения русских в Германию отдалялась. Кстати, благодаря тому, что русские отдавали инициативу даже в южной части фронта, германцы получали возможность проводить будущие операции там, где им удобно, по минимуму отвлекаясь на второстепенный театр, каким через месяц стал для них левый берег Вислы. Русские же, боясь отдать с большим трудом занятую Левобережную Польшу, держали там в полтора – два раза больше войск, чем это было необходимо.

Мы можем считать стратегическим итогом операции и то, что армии Юго-Западного фронта в значительной степени исчерпали свои материальные и людские ресурсы, что заставило русское командование сократить масштабы наступления в Карпатах. Это спасло Венгрию от немедленного прихода русских, а также позволило австрийцам провести подготовку очередного контрудара в Бескидах.

Понятно, что основой успеха немцев, выразившегося в затягивании операции, стало то, что они смогли собрать севернее Кракова силы, которые намного превосходили те силы, которые имелись у русских в начале операции, в том числе за счет переброски 2-й армии под Ченстохову. На основе этого факта можно было бы даже утверждать, что любая наступательная операция русских осенью 1914 года была бы обречена на провал, поскольку противник опирался на свои железные дороги и мог свободно маневрировать резервами.

Вот только не надо видеть в этом причину стратегических неудач Юго-Западного Фронта в ноябре и декабре 1914-го. Могущество железных дорог в деле маневрирования резервами сильно переоценивается историками, особенно российскими. Краковско-Ченстоховская операция наглядно показывает, роль железнодорожного маневра была невелика, и требовал он много времени. Отступление 2-й армии через Карпаты, перевозка войск кружными путями в район Крейцбурга и марш оттуда к фронту потребовали более двух недель. А переброшено-то было всего два корпуса (четыре дивизии). В то же самое время из Галиции пешком и верхом прибыли 4 корпуса 4-й армии (11 пехотных дивизий и конница). Т.е. основную роль в Краковско-Ченстоховской операции сыграл пеший маневр. И даже в Лодзинской операции, где германцы имели в 3 раза большую провозоспособность железных дорог, роль пешего маневра была значительна.

А раз противник маневрировал пешком, да еще вдоль фронта, русские имели все шансы не отстать от него. А раз отстали 3-й армией, значит, очень плохо спланировали операцию. И за это отвечает весь Штаб Юго-Западного Фронта и лично его руководитель – генерал М. В. Алексеев.

Была и еще одна важная причина неудач – резкое ослабление русской артиллерии ради экономии снарядов. Небольшой экономии, возможно, добиться и удалось, но за нее платили человеческими жизнями и поражениями…

Предыдущее: Итоги Краковско-Ченстоховской операции. Часть 1.  Следующее: Итоги Краковско-Ченстоховской операции. Часть 3.

Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.

Вернуться в начало раздела: Краковско-Ченстоховская операция.

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)