En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Александр Иванович Литвинов.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Британская 4,5-дм гаубица под Аррасом.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
Истребители Сопвич Кэмел.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

25. 6. 1915. - Завершилась Вторая Битва в Артуа. Немцам позволено до осени без помех бить русских.

Природа и транспорт.

В очередной раз сражениям предстояло развернуться на сложенной ледниковыми отложениями слабо всхолмленной равнине, расположенной севернее Нарева, которую с севера на юг пересекают долины его притоков (рек Вкра, Оржиц, Омулев, Сква (Шква) и Пиш (или Писса)), достаточно широкие (у крупных притоков – до 10 км, у самых маленьких – всего 1 – 2 км) и глубокие, поросшие лесом и заболоченные. Эти реки пересекали фронт, а потому мало мешали ведению операций (не препятствовали наступлению и не помогали обороне), но зато препятствовали маневрированию армий, обходным маневрам и переброске войск с одного участка фронта на другой.

Восточнее Новогрода севернее Нарева и западнее Бобра располагался достаточно сухой холмистый район, через который шла шоссейная дорога из Ломжи в Щучин. Через этот район германцам было очень удобно наступать к Нареву, а русские могли попытаться наступать на Бялу и Лык, т.е. в тыл 8-й германской армии.

Но говоря о природных условиях, обязательно нужно отметить, что операции у Прасныша начинались в самом начале климатической весны (см. климатические данные), когда дневные температуры уже превысили 0 градусов, снег активно таял, дороги начали раскисать, а речные долины и болота– заполняться водой. В районе 1-го марта начался настоящий паводок. В это время наибольшее значение приобрела борьба за речные переправы и проходы через болота. При этом войска еще могли продвигаться по грунтовым дорогам, а для артиллерии и обозов годились только шоссе. Магистральных же шоссе на рассматриваемой территории не было, кроме Пултуск – Маков – Прасныш – Млава и Ломжа – Щучин – Райгрод – Сувалки.

1-я русская армия пользовалась железной дорогой до Цеханова, в распоряжении 12-й армии были только железные дороги на правом берегу Нарева. Германцы пользовались только железными дорогами на своей территории. Лишь в конце февраля 8-я германская армия получила в свое распоряжение линию Лык – Осовец. Отсутствие железных дорог и шоссе привело к ухудшению снабжения войск, замедлению темпов операций и, в конечном итоге, к их затуханию.

Предыдущее: Русские силы в Праснышско - Ломжинской операции.  Следующее: Начало Праснышско - Ломжинской.

Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.

Вернуться в начало раздела: Праснышско - Ломжинская операция.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)