En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Милютинская реформа (военная реформа Александра II).
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
3-пудовая бомбовая пушка обр. 1838 / 49 гг
Директива 14.10.1914.
Фарман Ф50 (Farman F.50).

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

28. 4.

Замечания по реформе. Часть 1.

Теперь нужно сделать некоторые замечания по первому этапу Милютинской реформы, в ходе которого основные усилия были направлены на улучшение управления армией в мирное время.

Во-первых, военно-окружная реформа была достаточно полезной, особенно в плане переноса на низовой уровень тех вопросов, которые не нужно было решать на уровне министерства в Петербурге. В первую очередь это относится к интендантской части (ведь глупо же сноситься с министерством всякий раз, когда нужно закупить для солдат хлеб, соль или портянки), аналогично не нужно всякий раз обращаться в министерство по каждому вопросу набора в армию людей и лошадей, а также сбора их в депо; кроме того, и военные суды не обязательно должны контролироваться из столицы. В какой-то мере появление военных округов на приграничных территориях убрало дублирование функций военных генерал-губернаторов и корпусных командиров, а также сделало возможным для губернаторов иных областей обращаться к местных помощи войск без санкции командования Корпуса внутренней стражи. В ходе этой реформы были уничтожены и лишние инстанции, которые в прежние годы ухудшали управление армией, увеличивая документооборот и замедляя принятие решений. Также армия избавилась от несовпадения границ артиллерийских, провиантских и комиссариатских.

С другой стороны, все эти меры были хороши только в мирное время или в случае малых войн. Большая война требовала создания на уровне военного министерства интендантского управления, которое должно было снабжать действующую армию за счет окружных складов и окружных закупочных организаций. В случае большой войны требовалось сформировать несколько армейских и полтора десятка корпусных управлений, причем кадры пришлось бы брать из окружных штабов, из министерства и из штабов дивизий, нарушая всю их работу; более того необходимо было время на притирку во вновь сформированных штабах. Большая война требовала создания центрального управления мобилизацией, перевозками, а также формирования из центра новых запасных частей во внутренних округах.

Наконец, окружная реформа сделала менее централизованным подготовку офицерских кадров и обучение войск, поэтому резко возрастала роль инспекторов и ревизоров из министерства и от Императора, но организация инспекций была не на высоте. И из-за этого постепенно боеготовность войск в разных округах отличалась, причем отличия со временем нарастали (в зависимости от энергичности руководства округа).


-----

Нужно также заметить, что во время реформы было создано слишком много военных округов. Их было больше, чем корпусных управлений при Николае I, а по уровню организации округа были близки к армиям (и сам Д. А. Милютин рассматривал их управления в качестве основы для армейских штабов). Поэтому окружная система была излишне затратной в финансовом плане, и в ней было излишнее количество административных должностей, а значит, и офицеров с генералами, занятых не своим делом. В принципе, лишь к началу 20-го века в России набралось достаточно войск для всех округов.

То есть нельзя сказать, что военно-окружная реформа обязательно пошла на благо армии, и нельзя сказать, что она однозначно способствовала повышению ее боеготовности. Хотя в финансовом плане она оказалась выгодной и в плане управляемости в мирное время она оказалась полезной.

Предыдущее: Хроника Милютинской реформы. Часть 4.  Следующее: Замечания по реформе. Часть 2.

***   ^^^

Метки статьи:

Российская Империя ;
 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)