En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Милютинская реформа (военная реформа Александра II).
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Австрийская 7-см горная пушка М 99 на крепостном станке.
Директива 14.10.1914.
Горная гаубица 10-см М 08/10 (Австро-венгрия).

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

6. 5.

Д. А. Милютин. Положение дел в ВМ в 1861 г. Часть 1.

В заключение воспоминаний своих за 1861 год остается мне дать отчет в собственной своей деятельности в этот первый год управления Военным министерством. С первых же шагов в новой


[242]


должности пришлось мне приняться за переустройство наших военных сил и всех частей военного управления, выработав предварительно полную программу предпринимаемых преобразований. Чтобы выяснить, в чем именно состояли эти преобразования и почему признавались они необходимыми и неотложными, я должен буду указать, в каком состоянии застал я наше военное устройство при вступлении в должность военного министра. Задача эта не легкая, по своей обширности и сложности она потребует довольно пространного изложения, несоразмерного, быть может, с прочими статьями моих воспоминаний.

Во время Крымской войны, находясь неотлучно при военном министре князе Василии Андреевиче Долгорукове, я имел случай близко присмотреться к ходу дел Военного министерства, оценить наше военное положение, недостатки его и слабые стороны. По окончании войны, с переменою министра и по отъезде моем на Кавказ, разумеется, я несколько отстал от течения дел в министерстве; однако ж не мог не знать, что в продолжение четырех лет моего отсутствия из Петербурга не было сделано ничего, что способствовало бы сколько-нибудь улучшению устройства наших военных сил и большей готовности к войне. Напротив того, все меры, принятые генералом Сухозанетом, имели исключительною целью — сокращение военных расходов, то одно, то другое отменялось, упразднялось, убавлялось, и хотя некоторые из этих мер заслуживали полного одобрения (как, например, упразднение военных поселений и сословия кантонистов), тем не менее, все сделанное в этот период времени носило на себе характер отрицательный. Продолжая идти таким путем, можно было довести государство до полного бессилия, в то время, когда все другие державы европейские усиливали свои вооружения.

Мысль эта озабочивала меня с первых же дней по назначении товарищем военного министра. Еще до приезда в Петербург, на перепутье в Москве (во время невольной остановки по болезни), я набросал для самого себя некоторые заметки о тех предметах, которыми считал нужным преимущественно заняться по вступлении в свою новую должность. Впрочем, я нашел, что в Военном министерстве уже были подняты некоторые вопросы и разрабатывались предположения в смысле улучшения в устройстве войск. Директором канцелярии министерства генералом-майором свиты Лихачевым представлена была записка об изменениях в полковом управлении и хозяйстве; записка эта была сообщена на заключение некоторым главным начальникам, и в том числе,


[243]


конечно, главнокомандующему 1-й армией генерал-адъютанту князю М.Д. Горчакову, по распоряжению которого образована была при главном штабе армии комиссия для обсуждения означенных предположений Лихачева. По получении в Петербурге замечаний этой комиссии и заключения самого главнокомандующего, дальнейшая разработка этого важного дела была возложена на особую комиссию, под председательством командира Корпуса внутренней стражи генерал-лейтенанта фон дер Лауница. Выбор этот, сделанный еще моим предместником, я нашел весьма удачным. Генерал Лауниц был старый служака, знал во всей тонкости быт войска, но не был рутинистом; нововведения не пугали его. В продолжение всего лета и осени 1861 года мне пришлось часто работать с ним; если б не глухота его, то работа с ним была бы даже приятна. Мы с Лауницем старались добиться того, чтобы казенные отпуски по табелям и положениям соответствовали действительным нуждам войска, так чтобы можно было прекратить произвольное хозяйничанье полковых командиров и так называемые законные их доходы от полка. Это и было первою задачей, за которую я принялся с жаром. В то же время приходилось заниматься с сенатором Капгером, которому поручено было, также моим предместником, составление нового устава о воинских преступлениях и наказаниях.

С назначением меня военным министром я счел своею обязанностию немедленно же заняться составлением общей программы предстоявшей мне деятельности, с тем, чтобы эта программа, получив Высочайшее утверждение, служила мне во всех действиях опорой. Составление такой программы потребовало всестороннего пересмотра и обсуждения всех частей нашего военного устройства. В этих видах я собирал почти ежедневно совещания, составлял особые комиссии по разным специальным вопросам; открыл свободный доступ всяким посторонним предложениям, мнениям и проектам. Правда, что я был завален множеством разнообразных записок и проектов, из которых только немногие оказывались к чему-нибудь пригодными; но этим средством возбуждена была в министерстве живая деятельность, общее участие в предпринятой работе. По вопросу об организации армии была образована комиссия под председательством начальника Николаевской Академии Генерального Штаба генерал-майора Александра Карловича Баумгартена. От всех Департаментов министерства потребованы были соображения о нуждах и недостатках, вызывающих новые меры или законодательные работы.


[244]


Вообще могу сказать, что с 9-го ноября во всем министерстве закипела необыкновенная деятельность, чему способствовало и назначение нескольких новых лиц в число ближайших моих сотрудников: генерал-лейтенанта графа Ф.Л. Гейдена – дежурным генералом, генерал-майора свиты К.П. Кауфмана – директором канцелярии, тайного советника Якобсона – управляющим Комиссариатским департаментом, генерал-лейтенанта А.А. Данзаса – генерал-провиантмейстером, генерал-лейтенанта Н.И. Карлгофа – начальником Управления иррегулярных войск и т.д.* Приниматься за переделку всего старого возможно только с новыми людьми.

Главными же моими сотрудниками собственно в составлении означенной выше общей программы предстоявшей деятельности Военного министерства были: действительный статский советник Фед(ор) Гер(асимович) Устрялов и полковник Генерального Штаба Виктор Мих(айлович) Аничков. Первый занимал прежде должность «Редактора Свода военных постановлений» (до учреждения «Военно-кодификационной комиссии») и был мне драгоценным помощником по своей опытности и познаниям в военном законодательстве; второй – был профессором военной администрации в Николаевской Академии Генерального Штаба, издал весьма дельный курс военной администрации, а в конце 1861 года был назначен в число положенных по штату чиновников для поручений при военном министре (с оставлением и профессором в академии). Это был человек еще молодой, весьма развитой, даровитый и отличный редактор. В течение всей своей службы встречал я мало таких искусных редакторов; он схватывал чужую мысль на лету, умел весьма скоро примениться к слогу и манере начальника. Полковник Аничков много облегчил мне исполнение, в короткое время, такой обширной работы, каково было составление общей программы преобразований и улучшений по всем частям военного ведомства. Работа эта была исполнена менее, чем в два месяца, и хотя не поспела к Новому году, как я желал, однако ж была поднесена мною Государю 15-го января 1862 года.

Составленной программе дана была форма всеподданнейшего доклада, разделенного на десять статей, посвященных разным отделам военного управления. По каждому отделу излагалось со


* В число личных при мне адъютантов были назначены прежний мой адъютант капитан князь Гагарин, из прежних адъютантов военного министра – ротмистр граф Строганов (сын графа Сергея Григорьевича), полковник Толстой и капитан Унковский. А из бывших адъютантов генерала Герстенцвейга — ротмистр Веймарн и штабс-капитан граф Апраксин


[245]


всею откровенностию современное положение дел с указанием существующих недостатков и слабых сторон, вместе с предположениями о способах исправления этих недостатков Все это составило довольно объемистую работу, из которой приведу здесь извлечение, ограничиваясь, конечно, существенными чертами и откидывая многие частности. По разнообразию и обширности содержания подразделю изложение на следующие главные отделы:

А.

Регулярные войска: их численный состав, организация и комплектование. С самого окончания Крымской войны как, уже замечено выше, Военному министерству поставлено было главною задачей — уменьшить сколько возможно военные расходы. Министерство усердно принялось за дело для достижения этой цели. Не ограничиваясь уменьшением наличной численности войск с приведением их на мирное положение, оно прибегло к упразднению целых частей и приступило к пересмотру всех штатов войск и военных управлений для сокращения нестроевого состава. Кропотливая эта работа Инспекторского департамента продолжалась многие годы, постепенно упразднялись разные команды инвалидные, военно-рабочие, мастеровые и т. д. Работа эта хотя доставляла ничтожные сбережения, сравнительно с общею цифрою военных расходов, тем не менее заслуживала полного одобрения. Напротив того, нельзя было не скорбеть о том, что при этой хирургической операции над нашею армией слишком уже беспощадно пожертвовано было и значительною долей боевой ее силы, как-то чрезмерным уменьшением кавалерии, приведением пехотных полков в некоторых корпусах в двухбатальонный состав и т. д.

Ценою таких тяжелых пожертвований достигнуты были следующие результаты бюджет Военного министерства доведен был к 1859 и 1860 годам до цифры около 106 миллионов рублей, число же войск по штатам мирного времени полагалось в 1860 году до 798194 нижних чинов, со включением 32662 человек в разных


[246]


Предыдущее: Поход на Париж. Сольдау. Часть 2.  Следующее: Д. А. Милютин. Положение дел в ВМ в 1861 г. Часть 2.

***   ^^^

Метки статьи:

Крымская война ; Российская Империя ;
 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

=======

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)