En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

План Шлиффена в Первой мировой войне. Часть 1.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Схема 1-й Битвы вШампани.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
Германская Мортира. Часть 1.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

19. 4.

220-мм мортира системы де Банжа.

Что представляла собой осадная артиллерия последней четверти 19-го века, можно видеть на примере французской 220-миллиметровой мортиры системы де Банжа. И это орудие может считаться одним из лучших среди современников. А ее калибр был традиционным для осадной артиллерии того времени.

Данное орудие (официально Mortier de 220 mm de siege Modele 1880) было разработано Ш. Р. де Банжем в конце 1870-х годов и принято на вооружение в 1880-м, когда оно являлось самым крупным по массе снаряда в Системе де Банжа. Предназначалось оно для обстрела долговременных оборонительных сооружений из кирпича (какими и были крепости третьей четверти 19-го века) и способно было пробить метровый кирпичный свод под метровой земляной засыпкой. Так как крепостные сооружения в 19-м веке были масштабными (батарея – 100 метров по фронту; форт – 200-300 метров; цитадели – более 500 метров), то и точность стрельбы, и точность горизонтальной наводки не требовались. Потому никаких механизмов горизонтального наведения не было, ствол был коротким (9 калибров), нарезная часть ствола имела длину всего 6 калибров. Прогрессивная нарезка имела максимальный угол лишь 6 градусов. Все это вело к значительному разбросу снарядов, но облегчало орудие.

Фотография: 220-мм французская мортира обр. 1880 года (де Банжа) из бельгийского музея. Общий вид сбоку и затвор сзади

При этом орудие имело поршневой затвор и картузное заряжание с несколькими вариантами заряда. Максимальный заряд позволял придать снаряду весом 101,5 кг начальную скорость 300 м/с, что позволяло метнуть его на 7,5 км. Это соответствует дальности стрельбы тяжелых гаубиц времен ПМВ, и значительно больше дальности стрельбы полевых орудий 1880-х годов! Чтобы зарядить орудие требовалось поднять казенную часть ствола, и это тоже снижало его скорострельность.

Лафет был традиционным для мортир, т.е. направлявшим импульс орудия при выстреле непосредственно в землю. Никакого отката во время стрельбы с большими углами возвышения не требовалось. При малых углах возвышения орудие откатывалось и накатывалось на колесах. Расчет перемещал орудие, пользуясь длинными деревянными рычагами. При этом колеса лафета были маленькими и не предназначались для транспортировки. При перевозке же орудие общим весом 4,1 тонны (что немного для таких орудий) разбиралось на две части: ствол цепляли за скобу и перемещали краном на повозку, на вторую повозку закатывали лафет.

Первоначально французская мортира де Банжа должна была стрелять с деревянной платформы и имела угол вертикального наведения от –5 градусов до 60 градусов. А скорострельность была от 1/5 до 1/3 выстрела в минуту. Но в 1891 году была сконструирована металлическая платформа весом 8,5 тонн для установки орудия (это позволяло немного повысить скорострельность и точность), а также установленное на платформе орудие можно было вместе с нею повернуть на 40 градусов. При этом угол вертикальной наводки составил от 0 до 60 градусов. Наконец в 1901 году на платформах стали устанавливать гидропневматический тормоз отката для стрельбы при мылых углах возвышения. Это позволяло немного повысить скорострельность (максимум до 0,5 выстрела в минуту).

Учитывая, что платформа тоже была разборной, установка орудия на позиции требовала порядка суток (сначала монтировался кран для разгрузки повозок; потом собиралась и выравнивалась платформа; на нее устанавливался лафет, который соединяли с тормозом; наконец, монтировался и закреплялся ствол орудия).

Столь громоздкое и малоподвижное сооружение не должно было найти себе применения в полевых операциях, а потому в начале Первой мировой войны все мортиры находились в крепостях. Однако уже в первых наступлениях периода позиционной войны они были доставлены на передовую и активно использовались в сражениях. В 1915 году фирма Шнейдера даже разработала мобильную платформу, позволявшую транспортировать мортиру не разбирая. Буксировать ее, правда, мог только мощный трактор. Сколько из них дожило до конца ПМВ, неизвестно. Но до настоящего времени сохранилась, похоже, всего одна мортира, экспонирующаяся в артиллерийском музее Брюсселя. Всего же французским Государственным арсеналом было выпущено 330 экземпляров, состоявших на вооружении французской армии и экспортированных в Бельгию.

Для своего времени Mortier de 220 mm de siege Modele 1880 была отличным орудием по всем показателям. Во времена ПМВ она, конечно, устарела, но все равно могла решать те задачи, для которых была спроектирована. Но для борьбы с малоразмерными укреплениями, которые приходилось разрушать на полях сражений ПМВ, она была неэффективна.

Предыдущее: Германская 10 cm K 17.  Следующее: Мортиры Шкода (305 мм) Часть 1.

Cодержание: Первая Мировая Война.

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)