En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

План Шлиффена в Первой мировой войне. Часть 1.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Схема 1-й Битвы вШампани.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
Германская Мортира. Часть 1.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

18. 4.

Германская легкая гаубица 1909 г.

Главным орудием разрушения в германской армии времен ПМВ была тяжелая (корпусная) гаубица калибра 150 мм. Но германские военачальники в конце 19-го века посчитали, что и в дивизионной артиллерии должна быть своя гаубица, но не для разрушения укреплений, а скорее, для борьбы с вражеской пехотой, укрывшейся в складках местности или за искусственными препятствиями. Т.е. это должно было быть главное орудие для борьбы с противником в холмистой местности. Причем эта гаубица должна была быть столь же подвижной, как и другие дивизионные орудия. Вот такое орудие и появилось в армии Германской империи в конце 19-го века.

Это была 105-мм легкая гаубица образца 1898 годя (lFH 98). Правда, орудие, произведенное фирмой Рейнметалл, можно было назвать легким лишь условно. Массивный ствол весом около 500 кг потребовал столь же массивного лафета и колес. В результате общий вес орудия оказался сравним с показателями для тяжелой гаубицы, разрабатывавшейся в этот период фирмой Крупп. Масса сохранившегося образца в боевом положении – почти две тонны.

Поэтому сразу после принятия на вооружение sFH 02 начались работы по модернизации легкой гаубицы. В целом они завершились к 1904 году. При этом, однако, германская армия стремилась полностью сохранить боевые характеристики и баллистику, а для этого не менять ствол орудия. Но ствол орудия был неудачен, и в конце концов был переконструирован. Однако убедить германских военных пойти на это оказалось не просто. Лишь в 1909 году обновленное орудие было принято на вооружение, получив обозначение lFH 98 / 09 или leFH 98 / 09. И к началу Первой мировой войны в войсках находилось только 936 таких орудий. (Т.е. по 18 в каждой пехотной дивизии, но ни одного в резервных дивизиях и ландверных бригадах).

Фотографии: Германская легкая гаубица обр. 1898 / 1909 г. из Франции

Главным достоинством было то, что орудие получилось легким: в боевом положении от 1110 до 1220 кг (в разных модификациях), в походном положении (с зарядным ящиком) – до 2320 кг.

В остальном же орудие получилось неудачным и очень быстро морально устарело. В первую очередь оно обладало слабой баллистикой. Довоенному снаряду массой 15,7 кг можно было придать скорость не выше 302 м/с, что позволяло его метнуть на расстояние не более 6,3 км. При переходе к позиционной войне оказалось, что это очень мало, поскольку батареи находились в нескольких километрах от переднего края. Поэтому был введен облегченный снаряд массой 15,5 кг и дополнительный заряд, что позволило увеличить дальность стрельбы до 7 км. Но это не устранило сильного разброса снарядов при стрельбе на предельных дистанциях, потому уже в 1917 году на смену lFH 98 / 09 пришла lFH 16, характеризовавшаяся на 30% большей скоростью снаряда, большей длиной ствола и более высокой точностью.

В принципе, фирма Круппа разрабатывала достаточно дешевое и несложное в производстве орудие, предназначенное для действий вместе с пехотой и для перемещения по полю боя. Поэтому конструкция лафета была рассчитана на достаточно быструю езду, орудие имело щит (с оригинальной шторкой над стволом) и сиденья для двух членов расчета впереди щита. Конструкция механизмов наведения и противооткатных механизмов была позаимствована у тяжелой гаубицы обр. 1902 года, поэтому подствольная коробка lFH 98 / 09 и направляющие на ней очень похожи на таковые у sFH 02. Ствол и затвор, правда, не похожи на таковые у тяжелой гаубицы. Ствол относительно длиннее (16 калибров), но с постоянным углом нарезов. А клиновый затвор проще и менее массивен.

Станина лафета была создана специально для этого орудия и не мешала обслуживанию орудия, а потом ее аналог был использован в sFH 13.

А остальные характеристики были традиционны для орудий навесного огня начала 20-го века. Угол вертикальной наводки от – 10 гр. до + 40 градусов. Угол горизонтальной наводки – 4 градуса. Скорострельность максимальная – 4 выстрела в минуту (заряжание раздельно-гильзовое, потому достаточно медленное), боевая – 2 – 3 выстрела в минуту, но при корректировке огня – не выше выстрела в минуту. Скорость возки 6 – 7 км в час.

Не стоит забывать, что рассматриваемое орудие было разработано для маневренной войны, а для позиционной войны оно оказалось слабовато: можно было разрушать окопы и заграждения, но не укрытия для пехоты и не хорошо закопанные огневые точки. Поэтому lFH 98 / 09 в течение всей Первой мировой войны играла роль орудия поддержки пехоты и в гораздо меньшей степени орудия разрушения вражеских позиций. И в дальнейшем калибр 10,5 см рассматривался в Германии в качестве калибра полковой артиллерии. Тем не менее, в ходе ПМВ легкие гаубицы работали много и достаточно эффективно. Всего было выпущено порядка 4.500 штук. И часть из них была поставлена в армии Болгарии, Османской империи и Румынии.

И что интересно, другие крупные участники ПМВ (кроме Германии и Австро-венгрии), гаубиц близких калибров не производили. Ближайшей была британская гаубица калибром 4,5 дюйма. Но это было исключительно дивизионное орудие, а не что-то на грани полкового и дивизионного.

 

Фотографии времен ПМВ:

две позиции lFH 98 / 09.

Предыдущее: Главная германская гаубица. Часть 2.  Следующее: Система де Банжа (Systeme de Bange)

Cодержание: Первая Мировая Война.

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

=======

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)