Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.
Западнее меридиана г. Санок водораздельный Карпатский хребет (на самом деле это очень условно, так как хребтов много и они пересекаются, превращая этот участок Карпат в лабиринт) понижается и на протяжении 100 км нигде не превышает 1000 метров. С учетом высоты долин над уровнем моря (около 400 – 500 метров), горы здесь больше всего напоминают высокие холмы. Это и есть Бескиды – удобнейший путь из Галиции в Венгрию. Перевалов здесь десятки (и их высота от 500 до 700 метров), дорог и троп много, поэтому Бескиды в начале 20-го века являлись лишь относительным препятствием для войск: кавалерия и пехота с горной артиллерией могли передвигаться свободно; полевая артиллерия испытывала при передвижении определенные трудности; а тяжелая артиллерия перемещалась с трудом. Нужно также заметить, темп передвижения войск в Карпатах оказывался вдвое меньше, чем на равнине, поскольку дороги были очень извилистыми и неровными.
Геология Бескид достаточно сложна. Здесь нет параллельных хребтов, постепенно повышающихся к главному хребту. Вместо этого мешанина гор и долин, имеющих по большей части направление с юго-востока на северо-запад (этим и определялось устройство оборонительных позиций), но эти хребты пересекаются глубокими речными долинами. Водораздел между Балтикой и Черным морем имеется, но его линия проходит не по одному какому-то хребту, а по участкам многих хребтов. Из-за этого в горах так много проходов и перевалов, удобных для маневренных действий.
Как правило, горы и долины Бескид густо поросли лесом, а значит, имеют и почвенное покрытие поверх скальной основы. Вершины, гор как правило скруглены и удобны для обороны. А потому постройка полевых укреплений в горах не вызывала затруднений, как и создание гатей, временных переправ и т.п.
Дороги в Бескидах в начале 20-го века были грунтовыми, но горы пересекали несколько шоссе (перевалы Дукла, Черемха, Бескид, Ростокский) и железная дорога Санок – Мезолаборч, проходившая через Лупковский перевал. При наступлении же войскам приходилось использовать грунтовые дороги невысокого качества, они не были каменистыми, что обычно для горной страны, зато в долинах постоянно раскисали из-за высокой влажности почвы и превращались в болота. Это крайне затрудняло наступление и вело к чрезмерному падежу лошадей.
Как правило, во второй половине ноября зима в Бескидах только начиналась. Осадки выпадали преимущественно в виде снега. На вершинах гор главного хребта, которые имеют высоту от 700 до 1000 метров, снег уже не таял (смотреть здесь). Но в долинах (где теплее на 2-3 градуса) снег еще таял в дневные часы, делая дороги непроезжими.
Однако, осень 1914 года была необычной, и уже в районе 20 ноября мощное арктическое вторжение принесло настоящую зиму с полуметровыми сугробами и ночными морозами до –20 градусов в горах. Действующие в Бескидах войска с обеих сторон столкнулись с отсутствием зимнего обмундирования и ухудшением снабжения, ибо перевозки гужевым транспортом, пока не установилась зима и в горах, и в предгорьях, были связаны с определенными трудностями. Вроде обледеневших дорог в горах и раскисших – в долинах.
Как мы видим, горы давали преимущество обороняющейся стороне и австрийцы достаточно грамотно расположили свои оборонительные позиции вдоль хребтов. Но отсутствие непрерывного фронта должно было превратить войну в маневренную, и тут уже оборонительные позиции на вершинах становятся помехой, ибо борьба должна была вестись за коммуникации. А в маневренной борьбе все решает качество и подвижность войск (у австрийцев были проблемы и с тем, и с другим).
Предыдущее: Силы австрийцев в Бескидском сражении. | Следующее: Планы сторон. |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Бескидское Сражение.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО