En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

3. 12.

Природа Бескид.

Западнее меридиана г. Санок водораздельный Карпатский хребет (на самом деле это очень условно, так как хребтов много и они пересекаются, превращая этот участок Карпат в лабиринт) понижается и на протяжении 100 км нигде не превышает 1000 метров. С учетом высоты долин над уровнем моря (около 400 – 500 метров), горы здесь больше всего напоминают высокие холмы. Это и есть Бескиды – удобнейший путь из Галиции в Венгрию. Перевалов здесь десятки (и их высота от 500 до 700 метров), дорог и троп много, поэтому Бескиды в начале 20-го века являлись лишь относительным препятствием для войск: кавалерия и пехота с горной артиллерией могли передвигаться свободно; полевая артиллерия испытывала при передвижении определенные трудности; а тяжелая артиллерия перемещалась с трудом. Нужно также заметить, темп передвижения войск в Карпатах оказывался вдвое меньше, чем на равнине, поскольку дороги были очень извилистыми и неровными.

Геология Бескид достаточно сложна. Здесь нет параллельных хребтов, постепенно повышающихся к главному хребту. Вместо этого мешанина гор и долин, имеющих по большей части направление с юго-востока на северо-запад (этим и определялось устройство оборонительных позиций), но эти хребты пересекаются глубокими речными долинами. Водораздел между Балтикой и Черным морем имеется, но его линия проходит не по одному какому-то хребту, а по участкам многих хребтов. Из-за этого в горах так много проходов и перевалов, удобных для маневренных действий.

Как правило, горы и долины Бескид густо поросли лесом, а значит, имеют и почвенное покрытие поверх скальной основы. Вершины, гор как правило скруглены и удобны для обороны. А потому постройка полевых укреплений в горах не вызывала затруднений, как и создание гатей, временных переправ и т.п.

Дороги в Бескидах в начале 20-го века были грунтовыми, но горы пересекали несколько шоссе (перевалы Дукла, Черемха, Бескид, Ростокский) и железная дорога Санок – Мезолаборч, проходившая через Лупковский перевал. При наступлении же войскам приходилось использовать грунтовые дороги невысокого качества, они не были каменистыми, что обычно для горной страны, зато в долинах постоянно раскисали из-за высокой влажности почвы и превращались в болота. Это крайне затрудняло наступление и вело к чрезмерному падежу лошадей.

Как правило, во второй половине ноября зима в Бескидах только начиналась. Осадки выпадали преимущественно в виде снега. На вершинах гор главного хребта, которые имеют высоту от 700 до 1000 метров, снег уже не таял (смотреть здесь). Но в долинах (где теплее на 2-3 градуса) снег еще таял в дневные часы, делая дороги непроезжими.

Однако, осень 1914 года была необычной, и уже в районе 20 ноября мощное арктическое вторжение принесло настоящую зиму с полуметровыми сугробами и ночными морозами до –20 градусов в горах. Действующие в Бескидах войска с обеих сторон столкнулись с отсутствием зимнего обмундирования и ухудшением снабжения, ибо перевозки гужевым транспортом, пока не установилась зима и в горах, и в предгорьях, были связаны с определенными трудностями. Вроде обледеневших дорог в горах и раскисших – в долинах.

Как мы видим, горы давали преимущество обороняющейся стороне и австрийцы достаточно грамотно расположили свои оборонительные позиции вдоль хребтов. Но отсутствие непрерывного фронта должно было превратить войну в маневренную, и тут уже оборонительные позиции на вершинах становятся помехой, ибо борьба должна была вестись за коммуникации. А в маневренной борьбе все решает качество и подвижность войск (у австрийцев были проблемы и с тем, и с другим).

Предыдущее: Силы австрийцев в Бескидском сражении.  Следующее: Планы сторон.

Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.

Вернуться в начало раздела: Бескидское Сражение.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)