Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Переправа через Дунай, состоявшаяся в период с 11 (23) по 13 (25) марта в низовьях Дуная (от Мачина до Измаила) была первой крупной операцией кампании 1854 года. Русские решительно в трех местах пересекли Дунай и создали большой плацдарм в северной части Добруджи. Так как переправа прошла почти без потерь, были созданы предпосылки для быстрого наступления к Варне, к Шумле или к Силистрии.
Подготовка к переправе в низовьях Дуная была начата еще в середине (конце) декабря 1853 года, после того как было решено, что первая переправа через Дунай состоится ниже Гирсова. Генерал Лидерс на основе проведенных лично и офицерами 5-го корпуса рекогносцировок определил наиболее подходящие для переправы места и сообщил о них военному министру 16 (28) декабря.
Подходящими местами, по мнению Лидерса, были: 1) Западная часть острова Четала близ Тульчи (Тулчи), где можно было переправиться к устью Сомова Гирла вне действия батарей Тульчи, а затем подняться на коренной берег в 1,5 км от города. 2) Со стороны Галаца переправа была возможна у села Писелка; здесь после переправы нужно было продвинуться примерно на 20 км, чтобы достигнуть коренного берега в 21 км от Исакчи и 17 км от Мачина, но зато у турок здесь не было ни войск, ни укреплений. 3) В районе Браилова переправа была возможна у устья Мачинского рукава Дуная, откуда нужно было наступать к самому Мачину, захватывая по дороге вражеские редуты. 4) Очень удобны для переправы были сам город Гирсово и места близ истока Мачинского рукава, но турки в этих пунктах возвели сильные укрепления, причем имели не одну линию обороны, а две.
Для переправы к этому времени (по документам) уже имелись: в районе Измаила суда для перевозки 5 тысяч человек и наплавной мост; в районе Браилова – суда на 7 тысяч человек; в районе Галаца – на тысячу. Подтянув переправочные средства и суда Дунайской флотилии, можно было организовать переправу у Мачина (за один день) пехотной бригады с артиллерией. А затем обойти Мачин с тыла и занять его почти без сопротивления. Это, по мнению генерала Лидерса, было наиболее удобное место для переправы. Второе по удобству место находилось у Тульчи.
Для занятия северной части Добруджи генерал Лидерс считал достаточным корпус из 2,5 дивизий с частями усиления.
В середине февраля князь Горчаков лично проехал по нижнему Дунаю и к 16 (28) февраля принял решение осуществить главную переправу в районе Мачина. Для этого в район Браилова должны были подтянуться три дивизии. Вспомогательную переправу было решено осуществить в районе Тульчи силами 8 батальонов. После переправы все войска переходили под командование к генералу Лидерсу. Его задачей было взять Тульчу, Исакчу, Мачин и Гирсово. После это предстояло закрепиться за Дунаем, наведя мосты у Исакчи и Гирсово, а также создав предмостные укрепления.
Для переправы в обоих пунктах нужно было собрать необходимое количество судов, подготовить материал для мостов. Кроме того, поддерживать переправу должны были два отделения Дунайской флотилии. У каждого пункта переправы должны были находиться по два парохода и по десятку канонерок. При подготовке к вспомогательной переправе через Дунай особое внимание было уделено прикрытию устья Дуная со стороны моря. Для этого, после переписки между Бухарестом, Севастополем и Санкт-Петербургом, был укреплен мыс Четал (но не недостаточно сильно, ибо там было размещено всего 8 крепостных орудий), укреплен Сулин (близ выхода в море), в котором ранее укрепления были просто не нужны, а Сулинское и Георгиевское устья были заграждены затопленными купеческими судами.
Переправу князь Горчаков наметил на 8 (20) или 9 (21) марта.
При подготовке к переправе близ мест ее проведения возводились новые батареи, строились спуски к воде и велись иные работы. И в результате в районе Мачина турки успели подготовиться, построив несколько батарей у вероятного места переправы. Поэтому генерал Лидерс предложил дополнительную переправу у Галаца, где предстояло переправить часть сил Мачинского отряда. Князь Горчаков с этим предложением согласился и даже сделал переправу у Галаца основной.
Предыдущее: Зима 1854 на Дунае. Часть 3. | Следующее: Переправа через Дунай в 1854 году. Часть 2. |
Cодержание: Крымская война 1853 - 56.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО