Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
тем, чтобы все могущие оказаться сбережения показывались гласно к зачету.
Приведение в должный порядок внутреннего хозяйства в частях войск должно было служить основанием к водворению лучшего порядка и в хозяйственных управлениях министерства. Я уже имел случай высказать, в каком расстройстве нашел я, при своем вступлении в управление министерством, Комиссариатский департамент, и какие меры были мною приняты на первый раз. Комиссия, назначенная с Высочайшего разрешения (19-го июля), под председательством тайного советника И.Д. Якобсона, нашла, что довольствие войск по сроку 1861 года не было еще окончено и к началу 1862 года; склады были загружены вещами негодными, частию вышедшими из употребления; значительная часть заподряженных вещей не поставлялась к контрактным срокам; заготовительные цены в последние годы поднялись, а качество вещей не улучшилось; в заготовлении некоторых предметов (как-то кожаных, холстов) ежегодно встречались затруднения на торгах; подрядчики оказывались неисправными, и потому накопилась масса дел по взысканию долгов, достигших до 1280000 рублей. Приходилось требовать от Министерства финансов значительные суммы авансом на заготовление вещей на счет неисправных поставщиков. Вместе с тем чрезмерно расширились так называемые «хозяйственные» заготовления предметов довольствия, то есть не с торгов, а чрез чиновников, на комиссионерском или коммерческом основании.
По части провиантской хотя и не было такого же расстройства, как по комиссариатской, однако ж возникало сомнение на счет введенной с 1857-го года, по инициативе генерал-провиантмейстера, статс-секретаря Булгакова, так называемой «дворянской поставки», то есть заготовления провианта чрез посредство помещиков. Предстояло решить вопрос о том, может ли продолжаться этот порядок и после отмены крепостного права? На основании данных, собранных в 1861 году особою комиссией, Военный Совет нашел, что пятилетний опыт не оправдал предположения о выгодах прямой поставки провианта помещиками как главными производителями; оказалось, что из числа 14 миллионов четвертей, заготовленных во весь этот период, только 3 миллиона были поставлены помещиками; да и то некоторые из последних, как положительно известно, сами покупали хлеб на базарах или передавали поставку промышленникам с барышом. Поэтому Военный Совет постановил на будущее время за-
[275]
готовление провианта производить с торгов на законном основании, а дворянскую поставку отменить. Постановление это получило Высочайшее утверждение 5-го ноября 1861 года. Вообще Военное министерство, как весьма крупный потребитель известных предметов внутреннего производства, должно иметь в виду прежде всего общие интересы государства, а не поощрение того или другого разряда производителей. Если действительно выгоднее для казны при заготовлении предметов фабричного или заводского производства иметь дело непосредственно с производителями, то есть с фабрикантами и заводчиками, то наоборот, для заготовления в огромных количествах хлеба или крестьянских холстов, составляющих предмет народного хозяйства, министерству невозможно обойтиться без посредничества торгового люда. Поэтому в программе деятельности Военного министерства по части комиссариатской и провиантской поставлены были следующие две главные задачи:
1) Восстановить доверие к министерству в промышленном и торговом классе, поколебленное в последнее время нерациональными порядками и способами заготовлений; привлечь к участию в торгах на казенные поставки благонадежных коммерческих деятелей и крупных фабрикантов устранением всего, что отталкивало честного производителя или торговца от поставок, а именно – злоупотреблений, прижимок и проволочек при приеме поставляемых предметов и при расчетах с контрагентами. В этих видах полагалось точнее установить образцы, условия и самый порядок приемки, оградив сдатчика от единоличного произвола приемщика.
2) Принять меры, чтобы не только текущее довольствие войск производилось своевременно, чтобы образовались постепенно полные запасы вещей и провианта сообразно дислокации войск в мирное время и требованиям стратегическим на случай войны. В особенности было важно пополнить сколь можно в кратчайший срок «неприкосновенный» запас вещей в соразмерности с числом людей, призываемых на пополнение войск до военного состава.
Разрешением этих двух задач были бы достигнуты важные цели: с одной стороны, облегчились бы заготовления, устранилось бы возвышение цен, открылась бы возможность постепенно улучшать самые образцы вещей, прекратились бы или уменьшились так называемые «хозяйственные» заготовления чрез чиновников; с другой стороны, ускорилась бы мобилизация армии.
[276]
В числе предметов комиссариатских заготовлений обращалось особенное внимание на сукна. В программе предполагавшихся преобразований указывалось на ненормальность существовавшего с давних времен порядка заготовления армейского сукна чрез Министерство финансов, которое, считая своею обязанностию покровительствовать промышленности, приняло особые меры к поддержанию известного числа фабрик, специально занимавшихся выделкою дешевого и грубого армейского сукна, не имевшего другого сбыта, кроме армии. Министерство финансов ежегодно производило «разверстку» между означенными фабрикантами того количества сукна, которое требовалось к поставке. Такой порядок отжил свое время: сукно поставлялось по образцам, установленным с прошлого столетия, и несмотря на крайне низкое качество, фабриканты уже не соглашались ставить по прежним низким ценам. Сукно было так грубо, что для обмундирования гвардейских войск заготовлялось особого сорта сукно – «гвардейское», которое выделывалось в прежнее время на казенной Павловской фабрике (под Москвой), закрытой в 1858 году. Военное министерство считало необходимым изменить как образец армейских сукон, так и порядок заготовления их, с передачею всей этой операции из Министерства финансов в Военное.
Самое устройство управлений комиссариатского и провиантского, по моему мнению, требовало значительных изменений. Главнейший недостаток существовавшего устройства заключался в чрезмерной централизации и отсутствии фактического контроля на местах. При этом общем обоим ведомствам недостатке каждое из них имело особую своеобразную организацию.
В провиантском ведомстве существовали два различные положения: одно – для окраин: западной, т.е. района 1-й армии, Кавказа, Оренбургского края, Сибири; другое – для внутреннего района. В первых сохранились «провиантские комиссии» на положении «полевых» учреждений, действовавшие самостоятельно в ведении местного военного начальства; во внутренних же губерниях Европейской России учреждены были с 1858-го года «обер-провиантмейстеры» (в 39 губерниях), зависевшие непосредственно от Провиантского департамента, который, разумеется, не имел возможности контролировать своих чиновников. Впрочем, все крупные заготовления производились непосредственно департаментом.
В комиссариатском же ведомстве сохранены были прежние «комиссариатские комиссии» с их старинными коллегиальными
[277]
формами и с весьма ограниченными правами. Здесь централизация доведена была до крайних пределов: департамент руководил всеми распоряжениями комиссий по денежному и вещевому довольствию войск и госпиталей на всем пространстве Империи. Самые отдаленные комиссии, Кавказская и Сибирская, в противности организации других отраслей военного управления, были изъяты из подчинения главному начальнику края и управлялись из Петербурга.
В организации комиссариатской части замечался еще тот существенный недостаток, что на одном и том же учреждении лежали и заготовление вещей, и приемка их, и хранение, и отпуск в войска. Такое слияние распорядительных, исполнительных и контрольных обязанностей не могло не иметь вредного влияния на ход администрации и, разумеется, подавало повод к многочисленным злоупотреблениям. Неудобство это в особенности выказывалось на госпиталях, которые во всех отношениях были подчинены комиссариатским комиссиям, от которых получали свое довольствие.
Таким образом, в комиссариатском и провиантском ведомствах всего настоятельнее требовалось применение основных начал военно-окружной системы. В программе предположенной реформы по этим ведомствам указывались следующие главные меры:
1) Госпитальные учреждения вовсе изъять из ведения комиссариатского управления, за которым оставить лишь снабжение этих учреждений вещами, наравне с довольствием войск.
2) Слить комиссариатскую часть с провиантскою в одно ведомство «интендантское» в видах сокращения личного состава и объединения распоряжений по довольствию войск.
3) Распорядительную часть отделить от исполнительной, возложив приемку вещей от поставщиков на особые «приемные» комиссии, а хранение — на особых смотрителей вещевых складов и провиантских магазинов и оставив за управлениями надзор и контроль. Означенные приемные комиссии образовать из чиновников интендантства и строевых офицеров, командируемых от войск в качестве представителей их интересов.
Таковы были основания, на которых предлагалось устроить в составе министерства, взамен существовавших двух департаментов, одно главное управление «Хозяйственное» или «Интендантское», а в военных округах – «интендантский» отдел военноокружного управления.
[278]
Предыдущее: Д. А. Милютин. Положение дел в ВМ в 1861 г. Часть 8. | Следующее: Д. А. Милютин. Положение дел в ВМ в 1861 г. Часть 10. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО