Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).
Следующей по важности отраслью экономики Древнего Рима было строительство (вместе с производством стройматериалов). В первые века существования Империи строительный бум охватил все Средиземноморье. Во всех провинциях возводились новые города по римскому образцу, дороги, мосты, акведуки, порты. В первую очередь вся эта инфраструктура была нужна для управления завоеванными землями и для присутствия в них римских войск. Многие города периода империи возникли из военных лагерей или пунктов, где было удобно расположить администрацию. Затем развитие городов подстегивалось развитием торговли.
Более 10 миллионов жителей империи проживало в городах, общее количество которых приближалось к 1000. И все эти города были построены или перестроены, начиная с 1-го века до н.э.
Строительство городов велось в первую очередь на средства империи, но в нем принимала участие и римская знать, и провинциальные элиты. С одной стороны, строительство ложилось тяжким грузом на бюджет. Но с другой стороны, масштабы строительства были во много раз больше, чем в доримское время или в средневековье. (В целом, масштабы строительства гражданской инфраструктуры в Европе были ниже вплоть до 19-го века, хотя общий объем строительства в Европе догнал уровень Древнего Рима во времена позднего Ренессанса.) Понятное дело, что вложения в строительство индуцировали подъем в смежных отраслях: появлялись каменоломни, кирпичные мастерские, мастерские для производства мозаики и красок, нанимались тысячи работником и привозились тысячи рабов, приезжали художники, доставлялись дерево, металл и другие строительные материалы. В общем, индуцировался экономический рост в провинциях. Еще больше он ускорялся за счет привлечения местных капиталов в подрядную сферу и в участие в строительстве (в последнем случае применялись различные инструменты давления, например возможность предоставления римского гражданства).
Искусство строительства было на высоком уровне. Многие римские постройки уже отметили два тысячелетия и все еще находятся в неплохом состоянии. В империи в качестве основного строительного материала использовались камень, кирпич и бетон. Широко применялись в строительстве полукруглые, цилиндрические и крестовые своды, купола. Продолжали использоваться колоннады и портики. В крупных зданиях имелась система центрального отопления. Традиционными в городах были фонтаны, выполнявшие заодно роль мест разбора воды и бани. В крупных городах была система канализации, и строились общественные туалеты.
В дальнейшем содержание городов требовало значительных расходов от бюджетов полисов, но в течение какого-то времени это поддерживало местную экономику. Тем не менее, в 3-м и 4-м веках содержание городских построек и избыточной инфраструктуры стало не по карману нищающему и сокращающемуся населению. Одни города были заброшены, другие превратились в укрепленные центры.
Важной отраслью для римской экономики был финансовый сектор, в частности банковское дело. Банки предоставляли кредиты, принимали вклады и осуществляли безналичные платежи. При этом масштаб банковской деятельности и вовлеченность в нее элиты и государства не совсем ясны. Они нуждаются в дальнейших исследованиях.
Скорее всего, в Риме, где традиционно существовал излишек денег у государства, и традиционно считалось, что государство обязано поддерживать своих граждан, базовая процентная ставка стремилась к нулю.
Но при этом объем кредитования был не высок. За кредитом обращались чаще всего горожане и торговцы. А кредитование аграрного сектора не было распространено. В сельском хозяйстве обеспеченные римляне предпочитали вести хозяйство близкое к натуральному, по минимуму продавая излишки и развивая хозяйство за счет собственных средств. В коммерции также предпочтение отдавалась созданию товариществ и привлечению долевого капитала, а не чистым займам.
В таких условиях в Римской Империи были все предпосылки для начала промышленной революции где-то в середине 2-го веке н.э., когда начала расти стоимость рабочей силы. Но хотя у римлян был опыт создания крупных предприятий, хотя у них имелись сильная сырьевая база и хорошо развитая торговля, хотя инженерный уровень был не ниже, чем в конце Средних веков (по крайней мере, водяные двигатели, водопроводы и различные машины римляне строили лучше), промышленная революция не состоялась. Возможно, дело здесь в консервативности римской знати и всего общества; возможно, дело в гуманитарной направленности собственно римской культуры; возможно, виновата античная ориентация на качество отдельного изделия в ущерб массовости производства.
Предыдущее: Древний Рим. Часть 3. | Следующее: Древний Рим. Часть 5. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО