Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Хараппская металлургия была развита гораздо лучше, чем где-либо на Древнем Востоке. Собственно, медь впервые начали плавить именно в долине Инда где-то около 6 – 7 тысяч лет назад. Во времена Хараппской цивилизации здесь кроме меди производили свинец, олово, а значит и бронзу. В Хараппских городах было достигнут очень высокий уровень искусства литья. Поэтому медь и бронза были одними из основных предметов экспорта. В каком-то смысле можно вести речь о металлургической индустрии, поскольку разработка рудных месторождений велась в очень крупных масштабах.
Также очень развиты были обработка камня (напримар, активно экспортировались изделия из сердолика) и гончарное производство. Изделия гончаров из долины Инда вывозились в Среднюю Азию и в Иран. Внутри страны из керамических изделий были популярны печати, части изготавливались разнообразные статуэтки, но в основном из глины производился кирпич. Хараппские города были построены в основном из обожженного кирпича, что кстати требовало огромного количества топлива (которого в настоящее время в долине Инда нет).
Вообще, транспорт и торговля играли очень важную роль в экономике Хараппской цивилизации. Пожалуй, именно в долине Инда началось активное использование колесного транспорта (запрягали, как и везде на Древнем Востоке, волов), а также парусных кораблей. По суше товары везли через Афганистан в Среднюю Азию и дальше на север, а также через Афганистан в Иран. По морю велась торговля с Шумером, Вавилонией, Аравией и странами Персидского залива. Скорее всего, мореходы умели использовать муссонные ветра, тем более, что муссоны были заметно сильнее, чем сейчас. Понятное дело, существовали и речные перевозки – от побережья в глубь страны и обратно.
Заметим, что эта торговля поддерживала существование постепенно бедневших Хараппских городов даже в эпоху, когда началось наступление пустынь. Однако общий кризис мировой торговли в конце бронзового века и ослабление приводивших в движение корабли муссонов привели к их полному исчезновению. В этот же период в долине Ганга сложились гораздо лучшие условия для двухсезонного земледелия, но освоение новых земель требовало больших затрат труда, т.е. трудовых ресурсов возведения городов и дорог стало намного меньше. Поэтому новые города массово стали возникать только через примерно 500 – 700 лет после исчезновения Хараппской цивилизации. Ремесленные традиции этой цивилизации не были утрачены полностью, но из-за сокращения торговли исчезли ремесленные центры.
Исчезновение Хараппской цивилизации совпало по времени с проникновением в Индию арийских племен, железной металлургии и новых верований. В результате исчезли язык и (прото) письменность этой цивилизации, что создает видимость ее катастрофической гибели. Но это не совсем так, хотя некоторые города и были разграблены пришельцами.
Исчезновение языка и письменности может служить дополнительным признаком того, что цивилизация в долине Инда не смогла создать эффективное государство, институты которого были бы использованы пришлыми племенами, или которое было бы перенесено населением в новые места обитания. Скорее всего, государство просто не понадобилось при том климате, который наблюдался в долине Инда, и при отсутствии заметной внешней угрозы.
Предыдущее: Цивилизация долины Инда. Часть 1. | Следующее: Вавилония. Часть 1. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО