En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

21. 11.

Первая промышленная революция. Часть 2.

Развитие промышленности потребовало и развития транспорта. Нужно было импортировать сырье и экспортировать продукцию, доставлять сырье на фабрики и вывозить с фабрик продукцию. Нужно было доставлять на фабрики машины, оборудование и строительные конструкции. Нужно было перевозить в города сельскохозяйственную продукцию. А главное нужно было перевозить топливо. Именно перевозка угля была критически важной для британской транспортной системы. Но тут ей вновь помогло наличие судоходных рек и морских портов. Перевозка по воде делала топливо намного дешевле, чем если бы его перевозили по суше. Сказалось и то, что в конце 18-го века было развернуто массовое строительство каналов, которые на первом этапе промышленной революции были главными транспортными артериями для перевозки промышленной продукции, сырья и топлива.

Но уже в начале 19-го века массово строились железные дороги, которые берут свое начало от конных дорог с деревянными рельсами на угольных шахтах. В конце 18-го века появились первые чугунные рельсы, а в 1807 году начались пассажирские перевозки конными железными дорогами.

Англичане быстро поняли эффективность железных дорог в их стране, богатой углем и железом. Дело было лишь за созданием парового локомотива и эффективной технологии производства рельсов из чугуна. К 1825 году эти трудности были разрешены, и появилась первая публичная железная дорога. В 1830 году произошло знаковое событие: была открыта первая междугородняя железнодорожная линия между Ливерпулем и Манчестером. С этого момента начинается распространение железных дорог по всему миру, но их бурное развитие последовало только после 1844 года, т.е. во времена 2-й индустриальной революции.


-----

Промышленная революция сильно изменила британское общество. Поскольку фабрики располагались в местах, удобных с точки зрения наличия сырья и ресурсов, началась бурная урбанизация. Доля городского населения выросла за первую половину 19-го века примерно вдвое, достигнув 50%. При этом развивались не столько малые города, сколько крупные, в которых изначально концентрировались трудовые ресурсы. Из малых городских поселений активно развивались только поселки горняков и металлургов.

В растущих городах постоянно наблюдался дефицит жилья, поскольку строительство жилых домов не поспевало за фабричным строительством. Новые горожане жили в весьма стесненных условиях, без доступа к чистой воде, без канализации и т.д. В городах были часты эпидемии, в том числе тифа и холеры.

Но при этом поддерживались очень высокие темпы роста населения в стране. За одно поколение население вырастало на треть, что означает, что средняя семья (а в то время это семья обычного фабричного рабочего) легко могла прокормить четырех детей, уплатив до того не малые деньги за жилье, топливо, газ для освещения, одежду и обувь (которые теперь изготовлялись вне дома) и т.д. Но оплата транспорта, хотя бы городского, не входила в стандарт жизни среднего англичанина: он жил вблизи от места работы и добирался до него пешком.

Переход к фабричному производству означал рост эксплуатации наемных рабочих. Они трудились больше (просто потому, что теперь цеха были неплохо освещены). Нормой был 12 и даже 14 часовой рабочий день. Место взрослых рабочих-мужчин в связи с меньшей потребностью в физической силе и в квалификации все чаще занимали женщины и дети, получавшие гораздо меньшую зарплату. Из-за снижения потребности экономики в трудовых ресурсах и из-за эксплуатации женщин и детей. За период Наполеоновских войн и последовавшей за ними депрессии заработная плата в промышленности снизилась примерно на 20 – 25%. И все же, несмотря на все свои минусы, городская жизнь была привлекательной и наблюдалась миграция населения в города.

Так произошло потому, что промышленная революция негативно сказалась на жизни сельского населения и населения малых городов. Даже в 18-м веке значительная часть промышленной продукции производилась надомным трудом ремесленников-индивидуалов или рабочих рассеянных мануфактур. Теперь этот заработок был потерян, а это до четверти дохода. Более того, сельский житель стал платить за фабричную продукцию, которую раньше вполне мог произвести сам.

Сильный удар нанесла индустриализация по мастерам, работавшим на мануфактурах. В частности, лишились работы (и немалого заработка) мастера прядильного и ткацкого дела. Машины давали менее качественный продукт, но очень дешевый и требовали лишь неквалифицированного труда. Они стали первыми луддитами – разрушителями машин и поджигателями фабрик. Кстати, подъем движения луддитов совпал с пиком континентальной блокады во время Наполеоновских войн и продолжился во время послевоенной депрессии. Потеряли также работу мастера ручного производства бумаги, рабочие кирпичных мануфактур, многие кузнецы и плотники.

Все эти изменения на рынке труда произошли очень быстро, поэтому время индустриализации в Великобритании стало первым известным случаем резкого подъема структурной безработицы. А это вызвало и определенные социальные проблемы. Но от их решения власти устранились, создав в городах прослойку новых нищих (опустившихся людей, лишившихся неплохой работы). При отсутствии охраны труда, при травмоопасности производства, при несовершенных технологиях в эту же прослойку попадало значительное количество людей, получивших производственные травмы. А это было уже более серьезной проблемой, на которую правительство Великобритании было вынуждено обратить внимание. В 1833 году начал формироваться свод законов об условиях труда на фабриках, известных как Фабричный акт.

В тоже время на фабриках быстро появился новый средний класс – квалифицированные рабочие, занимающиеся ремонтом, настройкой и обслуживанием машин; мастера; рабочие тех специальностей, квалифицированный труд которых не мог быть механизирован; и т.д. Эти люди повели борьбу за свои политические права вылившуюся в движение Чартистов в середине 1830-х.

Одновременно рабочие вели борьбу за свои экономические права. Забастовки в Великобритании были известны и в 18-м веке (правительство даже запретило из в 1792 году) и разрешило только в середине 1820-х. Не менее эффективным инструментом стали и профсоюзы, которые впервые появились в середине 18-го века, были запрещены в эпоху Наполеоновских войн, а в 1830-х вышли на национальный уровень, объединяя десятки тысяч рабочих.

Предыдущее: Первая промышленная революция. Часть 1.  Следующее: Первая промышленная революция. Часть 3.

Cодержание: Экономическая история цивилизации.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)