Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Несмотря на наметившийся в 1900-х годах кризис развития экономики (который выражался в постепенном снижении темпов роста личного потребления и инвестиций), в начале 1910-х мировая экономика развивалась бурными темпами. Причинами этого стал не только быстрый рост такой важной отрасли, как автомобилестроение, но и глобальная гонка вооружений. Самым заметным и самым ресурсоемким ее аспектом стала «линкоромания», т.е. перевооружение почти всех флотов мира новыми линейными кораблями. Но кроме того, шли и менее заметные процессы, вроде оснащения сухопутных армий новым вооружением, а также самолетами, дирижаблями, автомобилями, тракторами, бронепоездами. Строились новые крепости, арсеналы, склады, железнодорожные станции для выгрузки войск… Еще до начала Первой мировой войны началась активная к ней подготовка, а военные бюджеты выросли 1,5 – 2 раза.
Это не потребовало никаких экстраординарных мер кроме увеличения государственного долга, который рос незаметно для общества, ибо процентные ставки были очень низкими (Великобритания, например, брала в этот период в долг под 2 – 2,5% в год). Экономика же ответила на это ростом производства чугуна и стали, а также развитием химического производства. Новые инвестиции в промышленность наиболее развитых стран Европы привели к ускорению экономического роста до 4 – 5% в год, что даже немного выше, чем в США.
Начало Первой мировой означало сильный спад экономики по всему миру. Произошло сокращение торговых оборотов (почти полностью выключены из мировой торговли Россия и Германия, страдает торговля других стран Европы, морские перевозки под угрозой по всему миру). В воюющих странах из экономики было изъято более 10 млн. человек, 3 млн. лошадей, сотни тысяч автомобилей, тысячи судов. Не удивительно, что спад в индустриальных странах составил к концу1914 года 5 – 10%, одновременно затронув также Южную Америку и Дальний Восток.
Но уже на следующий год началась перестройка экономик воюющих стран и стран, поставляющих им вооружение. Повсюду шла мобилизация промышленности, переключавшейся на производство для нужд армии и флота. Росло производство в металлургии и металлообработке, получали новые заказы производители станков. Не только военные заводы, но и гражданские предприятия, способные производить военную продукцию, получали военные заказы (и одновременно государственное финансирование под них).
Одновременно шло строительство инфраструктуры, которая должна была обслуживать фронт и военное производство. Строились военно-морские и транспортные суда. Появились даже новые отрасли: танкостроение, авиастроение, военное автомобилестроение, производство отравляющих веществ. Произошел расцвет в отрасли производства лекарств, медицинского оборудования и расходных материалов.
Разумеется, все это требовало финансирования. Воющие страны растратили свой золотой запас, влезли в долги и были вынуждены обложить повышенными налогами отрасли, напрямую не связанные с военным производством. В частности, повышенными налогами облагалось сельское хозяйство, которое в наиболее пострадавших от войны странах было даже переведено на натуральное обложение. Повысились и налоги на физических лиц. И одновременно наблюдалось ускорение инфляции, связанное не только с денежной эмиссией, но и с нерациональным использованием ресурсов и производственных мощностей в экономике.
В связи с мобилизацией в армию от 20 до 50% рабочей силы потребовалось заместить мобилизованных мужчин женщинами и подростками. Пришлось увеличивать рабочий день и ухудшать условия труда. Но все равно рабочих рук не хватало. Потому широко использовался подневольный труд военнопленных и других перемещенных лиц.
В результате, военное производство в ходе ПМВ выросло в 20 – 50 раз. Военное производство (само по себе) потребляло более 10% металла, производимого в участвовавших в войне странах. Еще столько же потребляла промышленность, обслуживавшая армии. Значительно выросла нагрузка на транспортные сети, а значит и потребление ресурсов ими. Например, судостроение в Великобритании, флот которой нес наибольшие потери, выросло примерно в три раза.
И нужно понимать, что на военное производство были переориентированы (хотя и в меньшей степени) экономики США, Канады, Японии и т.д. За счет развития военного производства, в том числе за счет внешних заказов, за счет вытеснения воюющих стран с колониальных рынков, экономики этих стран, а также Великобритании и Италии, подросли за время войны на 10 – 30%. (В наибольшем относительном выигрыше оказалась Япония, захватившая китайский рынок потребительских товаров и успешно торговавшая в России). Рост в военных и экспортных отраслях явно мультиплицировался и ускорял общее экономическое развитие.
Заметим, что одновременно сжимались экономики многих стран Европы, даже не участвовавших в войне (в основном из-за кризиса внутриевропейской торговли). Из-за кризиса в сельском хозяйстве и дефицита рабочих рук в течение всей войны углублялся кризис во Франции, в Германии, в Австро-Венгрии и в России (почти полный коллапс экономики из-за прекращения инвестиций в сельское хозяйство и в железные дороги).
Предыдущее: Россия 19-го века: новая модернизация. Часть 3. | Следующее: Мобилизованная экономика. Часть 2. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО