Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Германия, как и США, пережила ускоренную индустриализацию в период Второй промышленной революции, по итогам которой вышла на второе место в мире по величине ВВП (без учета производства в колониях). Т.е. Германии вслед за США удалось обогнать Великобританию. Начало индустриализации в Германии совпало по времени с процессом ее объединения (в это время Германия догнала и обогнала Францию) и строительства Германской Империи.
При этом исходные позиции Германии для промышленного рывка были значительно хуже, чем у США: Во-первых, не было столь значительного золотого запаса. Во-вторых, соседи Германии были индустриальными странами, т.е. при свободе торговли их индустрия обязательно победила бы германскую в конкурентной борьбе. В-третьих, производительность земли в сельском хозяйстве в Германии была ниже, чем в соседних странах, а потому достаточно многочисленное сельское население было относительно бедным, т.е. его спрос на промышленную продукцию был невелик. В-четвертых, Германии приходилось содержать большую армию и достаточно сильный флот, чтобы сдерживать соседей и не давать им вмешиваться во внутренние дела весьма рыхлого германского государства. В-пятых, немцы традиционно были настроены искать счастье на чужбине. Они уезжали в Англию, в США и в Россию. Даже природные ресурсы в Германии были менее высокого качества, чем в Великобритании и США.
И плюс к этому Германия до 1871 года была рыхлым конгломератом раннекапиталистических и позднефеодальных государств, в которых сохранялась масса феодальных пережитков. Раньше всего германский феодализм был уничтожен в западной части Германии, где на территории Рейнского союза в период владычества Наполеоновской Франции были уничтожены цеха, а земля распределена между крестьянами. В результате, землепользование оказалось мелким и неэффективным. В Пруссии тоже начались реформы. В 1807 году была уничтожена личная зависимость крестьян от помещиков, но поземельная осталась. В дальнейшем политика государства была направлена на формирование крупных капиталистических хозяйств. Крестьяне получали право выкупа арендуемых участков, но в 1820-м году это право было закреплено только за зажиточными крестьянами, имевшими лошадей. Остальная же масса крестьян постепенно превращалась в батраков, арендующих небольшой участок земли, но работающих на помещика по найму. Эффективные помещики при этом превращались в «юнкеров» – крупных сельскохозяйственных предпринимателей, неэффективные передавали свою землю в аренду (или продавали) зажиточным крестьянам, превратившимся в капиталистических фермеров – «гроссбауэров». В результате в Пруссии сложилось достаточно эффективное землепользование. Столь же медленно шло в Германии уничтожение цехов. Хотя впервые свобода предпринимательства была декларирована в 1808 году, некоторые цеховые ограничения сохранялись до 1869 года. Это тормозило развитие капитализма, но одновременно тормозило и эмиграцию квалифицированных работников, а также поддерживало уровень качества продукции.
Главным препятствием на пути капиталистического развития, однако, была раздробленность Германии. После Наполеоновских войн в Германии было 38 государств, некоторые из которых были просто свободными городами. Но это препятствие было устранено за счет создания в 1834 году Таможенного союза, в котором уничтожались внутренние таможни, а внешние таможенные тарифы устанавливались соглашением (на землях, принадлежащих прусскому королю, внутренние таможни были ликвидированы еще в 1818 году). В этот союз первоначально вошло 18 государств с населением 23 млн. чел., но постепенно он объединил всю Германию. С момента создания Таможенного союза началось развитие сети железных дорог, активизировалось строительство шоссе и каналов. И темпы дорожного строительства были самыми высокими в Европе. К концу 19-го века протяженность железнодорожных путей в Германии была наибольшей среди стран Европы.
Но из-за низкого качества сырья и топлива металлургия в Германии развивалась медленнее, чем в других странах переживавших промышленную революцию. Лишь к концу 19-го века Германия вышла на ведущие роли в Европе в производстве стали, продолжая при этом отставать от Великобритании и США. Чугун и сталь были для Германии не основой экспорта и преимуществом в международном разделении труда, а сырьем для железных дорог (а они в Германии строились интенсивнее, чем в других странах Европы и в основном на государственные деньги), машиностроения, судостроения и производства вооружений.
В общем-то, в области машиностроения и в производстве вооружений лежало одно из конкурентных преимуществ Германии, заключавшееся в наличии инженерной школы и квалифицированных и аккуратных рабочих. За счет качественного изготовления и множества незначительных усовершенствований немецкая продукция смогла потеснить английскую, французскую и бельгийскую с многих европейских рынков и рынков Дальнего Востока. И именно за счет этого германская электротехническая промышленность во главе с концерном «Сименс» успешно конкурировала в Европе с американской.
Другим преимуществом Германии оказалось наличие химической научной школы и химико-технологической школы. Немцы во второй половине 19-го века смогли практически монополизировать производство синтетических красителей на основе каменноугольной смолы (оказалось, что невысокое качество немецкого угля может стать преимуществом при производстве многих химикатов). Была создана также индустрия производства лекарств и синтетических удобрений.
Предыдущее: Американская модель. Часть 3. | Следующее: Немецкая модель. Часть 2. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО