Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Итак, первый этап Карпатской Зимы завершился. Обе стороны в течение 24 дней пытались наступать, но смогли лишь немного продвинуться вперед. Зима – морозы, снегопады, гололед – наносили обеим сторонам значительные потери и останавливали наступательные попытки. Атаки по пояс в снегу, замерзшие на посту солдаты, застрявшие обозы и артиллерия – вот содержимое воспоминаний участников Карпатской Зимы, причем с обеих сторон.
Стратегическая ситуация в Карпатах за 24 дня операции почти не изменилась, правда плотность войск в Карпатах увеличилась и для реализации планов требовалось сосредоточить намного больше сил и средств. Австрийцы минимально продвинулись в долине Сана и немного больше на Самборском направлении. Это немного повысило их шансы на спасение Перемышля, но теперь для этого оставалось мало времени. Русские продвинулись вперед на 20 километров на Мезо-Лаборчсском направлении и были очень далеки от своей основной цели (т.е. занятия Закарпатья), но зато они с фланга угрожали австрийцам наступающим на Перемышль. С учетом этого, для немцев приобретали большую ценность успехи Германской Южной Армии на Стрыйском направлении, но здесь германцы, хотя и продвинулись вперед и достигли хребта Звинин и Козювки, привлекли к себе внимание русских. Поэтому стратегически ситуация для ГЮА не улучшилась. Теперь ей противостоял примерный равный по силам противник, закрепившийся на сильном оборонительном рубеже, поэтому шансы на оперативный успех у ГЮА снизились. У австрийцев, конечно, были значительные успехи в Буковине, но они лишь отвлекали русские войска Мезо-Лаборча и Самбора. Ибо от Черновиц до Перемышля и Львова Пфланцер-Балтину было далеко, как до Луны. Нет, конечно, Пфланцер еще мог дойти до Днестра, но дальше наступать было невозможно, так как 7-я австрийская армия имела в своем тылу лишь две железные дороги с очень низкой пропускной способностью, да еще и пострадавшие в ходе боев.
Хотя продвижение армий в рассматриваемый период было небольшим, бои были ожесточенными. Стороны понесли за это время очень большие потери в людях (более 150.000 человек потеряли немцы; не менее 120.000 потеряли русские), которые не соответствовали территориальным приобретениям, хотя потенциальная стратегическая оправданность этой бойни имела место, ибо обе стороны еще сохраняли шансы на большой стратегический успех. Но заметим, при данном уровне потерь ни одна дивизия не была разбита до состояния небоеспособности, хотя австрийские дивизии в районе Мезо-Лаборча были близки к этому состоянию.
Материальные потери были значительными, но их характер был специфическим. Стороны, несмотря на ожесточенность и масштабность боев, в сумме захватили что-то около 50 орудий. Однако обе стороны регулярно теряли орудия (до сотни с каждой стороны), пулеметы (около 300 с каждой стороны) и винтовки из-за сложных погодных условий. Еще более значительными были потери транспортные. Обе стороны имели в тылу неисправные железные дороги (в том числе с разрушенными мостами), а исправные имели низкую провозоспособность. Поэтому вся тяжесть перевозок, связанных со снабжением войск, пала на гужевой транспорт. А это привело к массовому падежу лошадей и множеству поломок повозок. Это замедляло операции, но пока не было критично. Но все же Карпатская Зима сильно подточила транспортные резервы русской армии, и весной 1915 года это начало сказываться.
Предыдущее: Пфланцер спускается с гор. Часть 4. | Следующее: Итоги 1-го этапа Карпатской операции. (2) |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Карпатская операция 1915.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО