En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

21. 11.

Наревская линия 1939

Основные силы польской армии в кампании 1939 года были разгромлены к западу от линии Висла-Сан. Однако, к востоку от этой линии находилось две трети территории польского государств и половина населения. В случае необходимости на этих территориях можно было сформировать (по довоенным немецким нормативам – 2 дивизии на миллион населения) еще около 30 дивизий, которые могли удержать оборону на Висле. К тому же к востоку от Вислы сохранилось несколько полноценных польских дивизий довоенного формирования, а также остатки отступивших от западной границы войск. С учетом того, что к началу второй недели сентября в западной части Польши сопротивление продолжалось (Битва на Бзуре только достигла апогея), положение германской армии не выглядело блестящим. Для победы в Польше нужно было окружить и разгромить остатки польской регулярной армии. Лучшим рубежом для этого была река Буг, выйти к верховьям которой должна была Группа Армий Юг (14 армия). Но необходим был и прорыв в среднее течение Буга с севера. Для этого было нужно форсировать реку Нарев в среднем течении, а затем взять города Белосток и Брест.

В Польше также понимали значимость Нарева, как рубежа, закрывающего немцам дорогу в тыл польской армии, поэтому постарались создать здесь сильную линию обороны. Облегчало задачу поляков то, что берега Нарева болотисты и трудопроходимы, а над поймой реки господствует цепь высот, идеально подходящих для создания долговременной обороны. С востока на задад линия обороны поляков в Брестском направлении выглядела так: она начиналась у местечка Гонедз на реке Бьебржа (также известной как Бобр). Затем шла по холмам над болотами в долине этой реки. Эта часть оборонительной линии состояла из чуть подновленных укреплений крепости Осовец, прославившейся длительной обороной в Первую Мировую. После оборонительная линия выходила к Нареву у д. Стрекова Гора, и далее шла вдоль Нарева. На Нареве основными опорными пунктами были д. Визна, крепость Ломжа и городок Новогруд. Укрепления в этих опорных пунктах были построены заново, если не считать трех фортов в Ломже, построенных в начале века. Всего в данном районе появились десятки бетонных дотов, а также значительное количество полевых укреплений. Польские силы, выделенные для обороны в этом районе, были примерно равны пехотной дивизии. Причем основные силы находились в Ломже.

Наилучшими путями для наступления немцев через Наревскую линию обороны были Ломжа и Осовец. Понятное дело, что именно здесь их и ждала самая упорная оборона. Через Осовец они даже не пытались в 1939м году прорваться, помня о конфузе 1914 года, когда маленькая, но удачно расположенная крепость остановила наступление войск кайзеровской Германии почти на год. Штурмовать Ломжу с долговременными укреплениями и сильной артиллерией также было невыгодно. Налеты на город с 3 по 7 сентября были одновременно и разведкой с воздуха, которая показала, что оборона в этом месте достаточно прочна. Поэтому немцы выбрали для прорыва Визну. Здесь был намечен прорыв 19 моторизованного корпуса, в составе которого находилось две танковые дивизии. Командовал этим корпусом Г. Гудериан.

Первые немецкие части появились под Визной 7 сентября. Они отогнали поляков с северного берега реки Нарев, но и этим и ограничились, так как мост через Нарев был уничтожен. 8 сентября со стороны Ломжи подошли остальные силы и провели подготовку к переправе через Нарев.

Утром 9 сентября немецкие части форсировали Нарев и создали небольшие плацдармы на южном берегу. Но первая атака пехоты на доты около реки оказалась неудачной. По утверждениям поляков, удалось отбить и вторую атаку, поддержанную небольшим количеством танков. Только третья атака с массированным использованием танков, которые оттеснили от дотов польскую пехоту, принесла успех. Доты, находившиеся вблизи реки, были взорваны немецкими саперами. Таким образом, плацдарм у Визны был расширен на запад. За ночь были возведена два моста, по которым переправилась 10-я танковая дивизия и 20-я моторизованная дивизия. Последняя по плохим дорогам, сбивая малочисленные польские заслоны, вышла в течение дня к Замбруву, где вступила в бой с небольшим польским гарнизоном. В конце дня Замбрув пал, что означало прорыв Наревской линии и окружение польских войск у Ломжи. Замбрув оказался самым слабым местом Наревкой линии. В этом месте поляки больше понадеялись на естественные препятствия, но, как оказалось, зря.

Предыдущее: Наревская линия 1939. 2-я часть.  Следующее: Марш мехкорпусов 1939.

***   ^^^

Метки статьи:

Вторая Мировая ; Военная история ; Польская кампания 1939 ;
 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)