Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Крымский полуостров фактически контролирует все Черное море. Флот, базирующийся в Крыму, в 19-м веке доминировал бы в Черном море, господствуя почти на всех его участка. Никакие перевозки по морю не были бы в безопасности. Маршруты от Босфора к Трапезунду и Батуми проходили менее чем в 300 км от Крыма; от устья Дуная к этим портам – менее чем в сотне километров от Крыма; от Босфора к портам севернее Сухума – в 200 и менее километрах от Крыма. Таким образом, если англичане хотели беспрепятственно торговать по всему Черному морю (а они очень хотели) и хотели быть уверенны в том, что никто не помешает их торговле в восточной части Средиземного моря, тогда они должны были уничтожить Черноморский флот, а еще лучше – занять Крым.
Французам экспедиция в Крым была не особо нужна, уничтожение русского флота и захват Крыма им, в принципе, был не нужен. Однако эта экспедиция была хорошим выходом из стратегического тупика, в котором союзники оказались после отступления русских за Дунай, а потом за Прут.
При этом нужно отметить, что экспедиция в Крым была для англичан и французов сопряжена со значительными рисками. В первую очередь нужно отметить риски мореплавания. Огромный караван союзного флота (более 350 вымпелов) зависел от погоды и при переходе из Варны к берегам Крыма, и во время стоянки (при высадке десанта). Сильный шторм мог разметать его по морю (ведь транспорты и многие боевые корабли были парусными), даже несильный шторм мог повыбрасывать суда на берег, а просто сильный ветер с волнением мог остановить высадку десанта. Поэтому для безопасной высадки нужна была закрытая бухта или более-менее защищенный от господствующих ветров рейд.
В принципе, хорошими пунктами для высадки были Севастополь, Керчь, Феодосия, Ярылгач и некоторые другие бухты. Вот только в Севастополе и в Керчи имелись крепости (союзники не знали их реальной силы) и стояли гарнизоны. Ярылгач находился в безводной степи, а Феодосия – слишком далеко от цели экспедиции (Севастополя), и без большого обоза с припасами там делать было нечего. Поэтому высаживаться приходилось на открытый берег, но не рядом с Севастополем, поскольку любое ухудшение погоды грозило разделить силы десанта, что было чревато его уничтожением.
Примерно такие соображения и привели союзный флот к Евпатории, где был частично закрытый рейд, где была пресная вода, и откуда до Севастополя было три пехотных перехода. Этот рейд был заранее обследован, а сопротивления не ожидалось.
Сопряжена экспедиция была и с чисто военными рисками. Во-первых, риск нападения русского флота на караван с десантом был очень велик. Скорее всего, французы и англичане смогли бы отбиться, но потери десанта внутри переполненных кораблей и транспортов могли оказаться неприемлемыми. Во-вторых, существовала опасность, что русские смогут помешать высадке: десант еще без артиллерии, на открытом пляже – просто большая и почти беззащитная мишень. В-третьих, при неудаче в сражении союзной армии было просто некуда отступить, т.е. армия будет или прижата к морю на поле сражения, или будет отброшена к Евпатории, которую невозможно оборонять. В-четвертых, существовала опасность, что русские эту армию окружат, если заранее направят войска из Бесарабии к Перекопу. В трех последних случаях вновь посадить армию на суда было бы невозможно без огромных потерь.
Предыдущее: Крымская кампания 1854 - 55. | Следующее: Ситуация перед Крымской кампанией. Часть 2. |
Cодержание: Крымская война 1853 - 56.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО