Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Надо понимать, что начало деятельности Д. А. Милютина на посту военного министра (с 16 мая 1861 года исполняющим обязанности, а с 9 ноября – полноправным министром) пришлось на период финансовой нестабильности, вызванной Крымской войной. При этом для России 1856 год был военным, в течение которого регулярная армия имела численность военного времени и лишь иррегулярные войска, также ополчение были распущены. А в последующие годы было невозможно сократить численность кавказской армии, в которой насчитывалось более 200 тысяч человек. И так продолжалось до 1860 года, что и не давало сократить государственный бюджет и прекратить заимствования.
Бюджет и в последующие годы постоянно сводился с дефицитом, а от всех министерств требовалось с этим дефицитом бороться. Военное министерство тоже должно было постоянно сокращать сметы. Основным способом для этого был перевод пехотных дивизий в кадровый состав (батальон численностью менее 400 штыков). Но этому мешали сохраняющаяся напряженность на Кавказе и угроза восстаний в Польше. С другой стороны, радикальным средством сокращения расходов стало переформирование и сокращение кавалерии (никак не проявившей себя в Крымской войне). Еще в 1856 году кавалерийские полки были сокращены до 4 эскадронов, а общая численность кавалерии к середине 1860-х годов сократилась по сравнению с пиковыми значениями вдвое, а по сравнению с численностью мирного времени при Николая I – более чем в полтора раза.
Следующим после сокращения расходов делом была ревизия внутри военного министерства (особенно в интендантстве), которая сократила бы злоупотребления и способствовала бы дальнейшему сокращению бюджета.
Третьим важным делом в это время была разработка системы стратегических железных дорог и влияние военных на железнодорожное строительство. К сожалению, дальше разработки пожеланий военных дело не пошло, и при Александре II железные дороги строились бессистемно, т.е. небольшими участками по мере того, как на них находились средства, плюс и направлялись эти дороги от одного крупного города к другому. Такие дороги были далеки от прямых линий (т.е. скорость и стоимость перевозки были неоптимальными) и не имели стандартов строительства (провозоспособность могла меняться на соседних участках в разы).
В этот же период (конец 1860 – 1861 год) разрабатывались основные положения будущей реформы, которая уничтожила бы многие пережитки, сохранившиеся в военной организации 18-го века.
Основными задачами для Д. А. Милютина нормирование снабжения войск, чтобы можно было добиться полноценного централизованного снабжения, за счет этого снизить общие расходы на их содержание и сократить доходы командиров частей (т.е. полков и отдельных батальонов); также переустройство армии (по крайней мере, мирного времени) за счет уничтожения высших соединений и реорганизация самого военного министерства; разработка «дисциплинарного устава» и подготовка военно-судебной реформы (параллельно с общей судебной реформой в стране). Это только часть списка, но сразу надо указать, что на реформу денег не выделялось, поэтому Милютин делал то, что мог сделать без крупных вложений. Поэтому реорганизация армии и заняла так много времени, ибо для создания какого-нибудь «отдела» нужно было сократить другой «отдел»; а подчинить Артиллерийское или Инженерное управление напрямую военному министру можно было, лишь удалив из их руководства лиц императорской фамилии.
Предыдущее: Д. А. Милютин. Продолжение. | Следующее: Программа Милютинской реформы. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО