Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
В результате Второй мировой войны континентальная Европа оказалась в полном экономическом проигрыше. Старые индустриальные страны, включая Бельгию, Францию и Западную Германию в сумме имели меньший ВВП, чем Великобритания и в три раза уступали США все вместе. Объединиться означало для этих стран выжить. Т.е. не превратиться в полуколонии, как произошло со странами Южной Америки или Азии. К объединению их подталкивали и военная угроза с востока, а не только конкурентное давление с запада.
К тому же Европа получала большие деньги по Плану Маршалла, но эти деньги нужно было использовать максимально эффективно – как можно больше поддержать своих производителей и как можно меньше поддержать американских.
С этого все и начиналось когда в 1951 году был подписан Парижский договор о создании «Европейского объединения угля и стали», в которое вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. Данное объединение позволяло контролировать и координировать производство почти всей стали в Западной Европе, что было крайне важно в период восстановления экономики после ВМВ. Оно же позволяло координировать усилия на внешних рынках.
В 1957 году те же страны заключили Римский договор, который с исправлениями и дополнениями до сих пор является правовой основой Европейского союза. Этим договором устанавливалась свобода передвижения товаров, услуг, капиталов и граждан внутри объединения из 6 стран. Там же были определены основные принципы отношений с другими странами и принципы принятия решений внутри союза.
Экономическое объединение вышеуказанных шести стран, получившее название Европейское экономическое сообщество, показало свою устойчивость и эффективность, в том числе и периоды глобальных кризисов. И в 1973 году в него вошли Великобритания, Ирландия и Дания.
А в 1980-х присоединились Испания, Португалия и Греция. Без этих трех стран ЕЭС было союзом стран с примерно одинаковым уровнем экономического развития, с примерно одинаковой социальной моделью с общими политическими и экономическими интересами. Добиться полного консенсуса внутри союза было несложно. Три присоединившиеся страны несколько выбивались из общего ряда, но они были экономически заинтересованы состоять в союзе, и не создали оппозиционный блок внутри ЕЭС.
В таком виде ЕЭС просуществовало до крушения СССР. И вот тогда возникли все предпосылки для экспансии союза на территорию всей Европы. Тем не менее, 1990-е годы стали временем присоединения только Финляндии, Швеции и Австрии, а также временем формирования валютного, кредитного и финансового союза на основе новой валюты «Евро». Возникла крупная экономическая зона, где действовали общие правила конкуренции на финансовом рынке, и совершенно не использовался американский доллар в международных расчетах.
Все было бы неплохо, но в 2000-х ЕЭС преобразовался в Европейский союз, расширившись до 25 стран, создав надгосударственные органы власти (или управления и координации) и преобразовав систему принятия решений, которая допускала отсутствие консенсуса по многим важным вопросам.
В результате, Евросоюз быстро превратился в бюрократическую империю. В ней существует несколько группировок стран, различающихся уровнем жизни, культурой, религией и ценностями. Поэтому достижение полного консенсуса по многим жизненноважным вопросам невозможно. Правительствам стран-участниц бывает очень трудно договориться, на саммитах важные вопросы нередко даже не включаются в повестку, решать текущие проблемы на высшем уровне не удается. А в условиях отсутствия консенсуса приобрели особую значимость действия и решения бюрократии. Фактически в 2010-х годах внутреннюю и внешнюю политику ЕС определяли бюрократы, снять которых с их постов крайне сложно.
Бюрократия ЕС определяет и денежно-кредитную политику союза, а потому эта политика оказывается недостаточно гибкой, чтобы бороться с кризисными явлениями. Один только долговой кризис Греции, начавшийся в 2009 году, чего стоил. И преодолеть проблемы государственного долга стран-участниц Европейского Союза не удалось в течение 10 лет.
Но Европейская империя очень привлекательна и для ее участников, и для стран-кандидатов. Бедным странам она дает возможность быстро и безболезненно решить социальные проблемы за счет миграции в богатые страны. Бедные страны также получают приток туристов, приток инвестиций в недвижимость, доступ на финансовые и товарные рынки всего ЕС. Богатые страны также выигрывают от нахождения в ЕС, поскольку они получают прямой доступ на рынки менее развитых стран, где выдавливают местных производителей и ретейлеров. А заодно получают дешевую рабочую силу. При вступлении восточно-европейских стран в Евросоюз, например, уровень зарплат в новых и старых странах союза различался в три раза.
Экономически ЕС является самым сильным «государтсвом» мира, имея ВВП сравнимый с ВВП США, но обладая несколько большим населением. В отличие от США, правда, Европейский союз сильнее зависит от импорта энергоносителей и энергии. В его ВВП большую роль играет сектор услуг. А своей армии и общей пограничной охраны Евросоюз пока не имеет.
И политически данное образование достаточно нестабильно. От распада его удерживают только угрозы странам, стремящимся выйти, и субсидии. Субсидии очень важны для правительств слабых участников, которым ЕС зачастую наносит один вред. Дело в том, что эти субсидии поддерживают сельское хозяйство и инфраструктуру.
Дальнейшее существование ЕС будет зависеть от способности управленческой структуры перестроиться, превратившись из самоуправляемой бюрократии в систему, реагирующую на запросы граждан, а также от того, как система управления будет справляться с будущими кризисами.
Предыдущее: Зеленая Экономика. Часть 2. | Следующее: Войны и мобилизация постиндустриального периода. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО